Ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд образовательных государственных и муниципальных учреждений

Результаты проверок свидетельствуют, что система закупок для нужд образовательных учреждений пока еще далека от совершенства: финансовые средства расходуются не эффективно, не всегда соблюдаются требования нормативно-правовых актов по закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме того, не секрет, что сфера закупок товаров и услуг является зоной коррупционного риска, о чем нам постоянно сообщают СМИ.

Для повышения эффективности и прозрачности закупок для нужд государственных и муниципальных образовательных организаций, а также в целях борьбы с неэффективным расходованием бюджетных средств и коррупцией необходим действенный контроль в этой сфере. Важнейшую роль здесь должны играть органы управления образованием на региональном и муниципальном уровнях.

Во многих субъектах РФ органы управления образованием (ОУО) разрабатывают соответствующие регламенты по проведению ведомственного контроля в сфере закупок.

Задачами ведомственного контроля являются:

1) обеспечение соблюдения требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок;

2) выявление и устранение нарушений, допущенных при осуществлении закупок;

3) выявление причин и условий, способствующих возникновению нарушений при осуществлении закупок.

Предметом ведомственного контроля является соблюдение заказчиками, в том числе их контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок, уполномоченными органами и уполномоченными учреждениями, законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.

При осуществлении ведомственного контроля осуществляется проверка соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

1) соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок;

2) соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;

3) соблюдения требований о нормировании в сфере закупок;

4) правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

5) соответствия информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до сведения заказчика;

6) соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

- в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;

- в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), - информации, содержащейся в документации о закупках;

- в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, - информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- в реестре контрактов, заключенных заказчиками, - условиям контрактов;

7) предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;

8) соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

9) соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);

10) обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;

11) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

12) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

13) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

14) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Ведомственный контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок, которые могут быть выездными или документарными (далее - проверки), проводимые сплошным либо выборочным методами.

 

Порядок организации и проведения проверок

Плановые проверки проводятся в соответствии с планом проверок, утвержденным приказом ОУО (далее - план проверок). В отношении каждого заказчика плановые проверки проводятся не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год.

План проверок должен содержать следующие сведения:

- наименование органа ведомственного контроля;

- наименование, ИНН, адрес местонахождения заказчика, в отношении которого принято решение о проведении проверки;

- цель и основания проведения проверки;

- дату начала и предполагаемую дату окончания проверки.

План проверок утверждается ежегодно до 15 декабря текущего года на очередной календарный год. Внесение изменений в план проверок допускается не позднее чем за два месяца до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.

План проверок, а также вносимые в него изменения размещаются на официальном сайте ОУО в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт ОУО) не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения.

Основаниями для проведения внеплановых проверок являются:

- акты прокурорского реагирования;

- в случае обращения участника закупки, общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика в рамках предмета ведомственного контроля;

- в случае поступления (наличия) информации о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, в том числе информации, полученной в результате анализа сведений, содержащихся на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (http://zakupki.gov.ru/).

Выездные или документарные мероприятия ведомственного контроля проводятся на основании приказа ОУО, который уведомляет заказчика о проведении проверки путем направления (вручения) уведомления о проведении проверки (далее - уведомление) с приложением копии приказа. Уведомление о проведении плановой проверки направляется не позднее 5 (пяти) рабочих дней до даты начала проверки, внеплановой проверки - не позднее 1 (одного) рабочего дня до даты начала проверки.

Уведомление должно содержать следующую информацию:

- наименование заказчика;

- предмет проверки;

- проверяемый период;

- цель и основания проведения проверки;

- способ проведения проверки (выездная или документарная);

- даты начала и окончания проведения проверки;

- состав инспекции с указанием фамилии, инициалов и должности инспекторов и руководителя инспекции;

- запрос к заказчику о представлении документов и сведений, необходимых для осуществления проверки;

- информацию о необходимости обеспечения условий для работы инспекции, в том числе предоставления помещения для работы, оргтехники, средств связи (за исключением мобильной связи), иных средств и оборудования, необходимых для проведения проверки.

Уведомление направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении, вручается нарочно с отметкой о получении либо иным способом, позволяющим доставить уведомление в срок и обеспечивающим фиксирование его вручения адресату.

Срок проведения проверки не может составлять более чем 15 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней на основании приказа ОУО.

Проведение проверки осуществляется инспекцией ОУО (далее - инспекция) на основании приказа ОУО о проведении проверки (далее - Приказ) и содержащего:

- наименование ОУО;

- наименование заказчика;

- предмет проверки;

- проверяемый период;

- цель и основания проведения проверки;

- способ проведения проверки (выездная или документарная);

- даты начала и окончания проведения проверки;

- состав инспекции с указанием фамилии, инициалов и должности членов и председателя инспекции.

В состав инспекции должно входить не менее трех человек. Инспекцию возглавляет руководитель инспекции. В случае необходимости ОУО может включить в состав инспекции членов экспертных групп, представителей общественных объединений. Инспекторы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

При проведении проверки инспекторы обязаны не разглашать информацию, составляющую служебную, иную охраняемую законом тайну, полученную ОУОм, за исключением случаев, установленных законодательством.

При проведении проверки инспекторы в соответствии с требованиями законодательства имеют право:

- на беспрепятственный доступ на относящиеся к предмету проверки территории, в помещение, здание заказчика при предъявлении ими служебных удостоверений и копии приказа;

- на беспрепятственное осуществление осмотра относящихся к предмету проверки территорий, зданий и помещений, занимаемых заказчиком, предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях (в необходимых случаях при осуществлении осмотра производятся фото- и (или) видеосъемка, видеозапись, копирование документов);

- истребовать документы и сведения (в том числе составляющие служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, необходимые для проведения проверки в соответствии с возложенными полномочиями, с учетом требований законодательства о государственной тайне;

- получать необходимые для проведения проверки объяснения в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по предмету проверки (в том числе от лиц, осуществляющих действия (функции) по планированию и осуществлению закупки), осуществлять аудиозапись объяснений, а также фото- и (или) видеосъемку с обязательным уведомлением об этом опрашиваемого лица;

- в случае, если для осуществления проверки инспекторам требуются специальные знания, запрашивать мнение специалистов и (или) экспертов.

Во время проведения проверки заказчик обязан:

- не препятствовать проведению проверки, в том числе обеспечивать право беспрепятственного доступа инспекторов к территории, помещениям, зданиям;

- по запросу инспекции либо инспектора (письменному или в форме электронного документа) представлять в установленные в запросе сроки оригиналы и (или) копии документов и сведения (в том числе составляющие служебную тайну, включая служебную переписку в электронном виде), необходимые для проведения проверки. По требованию должностных лиц заказчика передача запрашиваемых документов и сведений осуществляется на основании акта приема-передачи документов и сведений;

- представлять в ОУО по требованию необходимые документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о закупках;

- иные обязанности в соответствии с законодательством.

Во время проведения проверки заказчик вправе:

- получать полную, актуальную и достоверную информацию о порядке исполнения инспекторами полномочий по осуществлению ведомственного контроля;

- осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя;

- обращаться в установленном законодательством порядке в ОУО и (или) судебные органы;

- иные права в соответствии с законодательством.

В случае, если заказчик не имеет возможности представить инспекции истребуемые документы (их копии) и (или) сведения в установленный срок, по письменному заявлению срок представления указанных документов и сведений продлевается на основании решения инспекции, но не более чем на 5 (пять) рабочих дней. При невозможности представить истребуемые документы заказчик обязан представить инспекции письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их предоставления.

Результаты проверки оформляются актом проверки в сроки, установленные в приказе о проведении проверки. Акт проверки состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть акта проверки должна содержать:

- наименование ОУО;

- номер, дату и место составления акта;

- дату и номер приказа;

- основания, цели и сроки осуществления проверки;

- период проведения проверки;

- предмет проверки;

- фамилии, имена, отчества, наименования должностей членов комиссии, проводивших проверку;

- наименование, место нахождения и адрес заказчика.

В мотивировочной части акта проверки должны быть указаны:

- нормы законодательства, которыми руководствовалась комиссия при принятии решения;

- обстоятельства, установленные при проведении проверки и обосновывающие выводы комиссии;

- сведения о нарушении требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, оценка этих нарушений.

Резолютивная часть акта проверки должна содержать:

- выводы инспекции о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок со ссылками на конкретные нормы, нарушение которых было установлено в результате проведения проверки;

- выводы инспекции о необходимости привлечения лиц к ответственности согласно законодательству, применении других мер по устранению нарушений.

Акт проверки подписывается всеми инспекторами. Инспектор, не согласный со сведениями, содержащимися в акте проверки, вправе отказаться от его подписания, о чем делается соответствующая запись. Особое мнение такого инспектора должно быть оформлено в письменной форме и приобщено к акту проверки.

Копия акта проверки направляется лицам, в отношении которых проведена проверка, в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания акта сопроводительным письмом за подписью руководителя ОУО почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочно с отметкой о получении, либо любым иным способом, обеспечивающим фиксирование его вручения адресату.

Заказчик, в отношении которого проведена проверка, в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения копии акта проверки вправе представить в ОУО письменные возражения по фактам, изложенным в акте проверки, которые приобщаются к материалам проверки.

Результаты мероприятия ведомственного контроля представляются руководителю ОУО или лицу, его замещающему.

При выявлении нарушений по результатам мероприятия ведомственного контроля инспекторами в течение 5 рабочих дней с момента подписания акта проверки разрабатывается план устранения выявленных нарушений, который содержит указание на установленные инспекцией нарушения, способы и сроки устранения указанных нарушений.

Отчетность о результатах мероприятий ведомственного контроля, включающая акты проверок и планы устранения выявленных нарушений, а также иные документы и информация, полученные (разработанные) в ходе проведения проверок, хранятся в ОУО не менее 3 (трех) лет.

Результаты проверок должны быть размещены не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня их утверждения на официальном сайте ОУО.

 

Требования к порядку информирования об исполнении полномочий ведомственного контроля

Информация по вопросам исполнения полномочий ведомственного контроля, сведения о ходе исполнения полномочий предоставляются сотрудниками ОУО по телефону, на личном приеме, а также размещаются на официальном сайте ОУО.

По телефону, на личном приеме сотрудники ОУО предоставляют информацию по вопросам о:

- датах начала и окончания проведения проверки заказчика;

- нормативных правовых актах, на основании которых ОУО исполняет свои полномочия;

- месте размещения на официальном сайте ОУО справочных материалов по вопросам исполнения полномочий, материалов проверок.

Консультирование по иным вопросам осуществляется только на основании письменного обращения. Информация об исполнении полномочий ОУО размещается на официальном сайте ОУО.

Обжалование решений, действий (бездействия) инспекции и ОУО может производиться в судебном порядке. Жалоба на решения, действия (бездействие) инспекции может быть подана руководителю ОУО.

В случае выявления по результатам проверок действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверки подлежат направлению в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, - в правоохранительные органы.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 10.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Управление образовательной организацией».

Код публикации: 19.06.

 

Другие статьи по теме
Категория: Управление образовательной организацией | Добавил: zdrav1 (10.09.2018)
Просмотров: 409 | Теги: управление