Перегрузка многих руководителей образовательных организаций является следствием пересечения их многочисленных задач, необходимости одновременно заниматься многими делами. Многие руководители слишком ориентированы на процесс деятельности и недостаточно на ее цель, т.е. результативность. Часто опускается из виду и эффективность управленческой деятельности – соотношение результата и затраченных на его достижение ресурсов (временных, финансовых и т.д.). Специалисты по управлению временем рекомендуют: 1) резервировать в начале рабочего дня время для подготовительной работы и планирования; 2) перепоручать все, что может быть перепоручено; 3) письменно фиксировать задачи и цели с указанием сроков их реализации; 4) каждый документ стараться по возможности обрабатывать за один раз и окончательно; 5) каждый день составлять список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи делать в первую очередь; 6) свой рабочий день пытаться по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно созываемых совещаний; 7) рабочую нагрузку стараться распределить в соответствии со своим графиком работоспособности; 8) иметь в рабочем графике «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы; 9) пытаться направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно-важных» проблемах; 10) уметь говорить «нет», когда на Ваше время хотят претендовать другие, а Вам необходимо выполнить более важные дела. Некоторые из основных проблем руководителей состоят в том, что они: 1) зачастую пытаются сразу выполнить слишком большой объем работы; 2) распыляют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела. В конце напряженного рабочего дня мы нередко приходим к выводу, что хотя сделано вроде немало, однако действительно важные дела остались либо неоконченными, либо вообще не сдвинулись с места. Многие руководители оправдываются в такой неудовлетворительной ситуации следующим образом: «Я каждый день вынужден делать столько важных дел!». Удачливые менеджеры отличаются, помимо прочего, тем, что они, успевая решать во время рабочего дня множество разных вопросов, в течение определенного времени бывают заняты только одной-единственной задачей. Они всегда завершают за один раз одно дело, но зато последовательно и целеустремленно. Предпосылками для этого служат принятие однозначного решения о первоочередности важных дел, составление соответствующего списка приоритетов и соблюдение его. Поэтому сознательно устанавливайте однозначные приоритеты, последовательно и системно выполняйте задачи, включенные в план, в соответствии с их очередностью!
Преимущества работы по приоритетам Благодаря регулярному составлению «табеля о рангах» предстоящих задач Вы сможете: - работать только над действительно важными и необходимыми задачами; - решать вопросы в соответствии с их неотложностью; - концентрироваться на выполнении только одной задачи; - более целеустремленно приступать к делу и укладываться в установленные сроки; - наилучшим способом достигать поставленных целей при заданных обстоятельствах; - исключить дела, которые могут быть выполнены другими; - в конце планового периода (например, рабочего дня) разделаться, по крайней мере, с важнейшими вопросами; - не оставлять невыполненными задачи, которые Вам действительно по силам. Позитивные последствия: - соблюдаются установленные сроки; - Вы получаете большее удовлетворение от рабочего дня и результатов работы; - получают удовлетворение подчиненные, коллеги и Ваш непосредственный руководитель; - удается избежать конфликтов; - Вы сами избегаете стрессовых перегрузок.
Принцип Парето (соотношение 80 : 20) Принцип Парето в общем виде гласит, что внутри данной группы или множества отдельные малые части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу в этой группе. Принцип, который был сформулирован итальянским экономистом Вильфредо Парето (1848-1923 гг.), неоднократно получал подтверждение на практике в самых различных сферах. 80 % затраченного времени (многочисленные «второстепенные» проблемы) = 20 % итогового результата. 20 % затраченного времени (немногие «жизненно важные» проблемы) = 80 % итогового результата Применительно к повседневной работе это означает, что не следует браться сначала за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела. Необходимо приступать к вопросам, сообразуясь с их значением и важностью. Т.е. сначала – немногие «жизненно важные» проблемы, а уже потом – многочисленные «второстепенные»! Последовательное применение принципа Парето конкретизируется, если все задачи проанализировать в соответствии с их долей в итоговом результате и затем распределить по категориям АБВ.
Установление приоритетов с помощью анализа АБВ Техника анализа АБВ исходит из имеющегося опыта, согласно которому доли в процентах более важных и менее важных дел во всем их общем количестве остаются в целом неизменными. С помощью букв А, Б и В отдельные задачи подразделяются на три класса, а именно в соответствии с их значимостью с точки зрения достижения профессиональных и личных целей. Многие уже работают по этому принципу, и к важнейшим задачам они приступают в первую очередь. Используйте анализ АБВ, чтобы дополнить свой опыт путем систематического планирования и усовершенствовать методику работы! Планируйте время в соответствии со значением и важностью задач, а не их удельным весом в общем количестве дел! Анализ АБВ основывается на следующих трех закономерностях, подтвержденных опытом: 1. Важнейшие задачи (категория А) составляют примерно 15 % количества всех задач и дел, которыми занят работник. Собственная значимость этих задач (в смысле вклада в достижение цели) составляет, однако, примерно 65 %. 2. На важные задачи (категория Б) приходится в среднем 20 % общего числа и также 20 % значимости задач и дел руководителя. 3. Менее важные и несущественные задачи (категория В) составляют, напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную долю – порядка 15 % в общей «стоимости» всех дел, которые должен выполнить менеджер. Согласно выводам анализа АБВ рекомендуется за самые важные дела А, приносящие наибольший результат, браться в первую очередь, чтобы с помощью немногих действий обеспечить большую часть общего эффекта. На следующие по значимости задачи Б приходится также существенная часть совокупного результата, тогда как выполнение относительно большого числа, но менее важных задач в целом дает небольшой итог. Таким образом, установление приоритетов – основное правило эффективной управленческой деятельности. Отдавай себе отчет в том, что вы не все можете и не все должны сделать, устанавливайте приоритеты и начинайте с важнейших дел!
Источник: журнал «Управление образовательной организацией» N 12/2020. Другие статьи по теме | |
Категория: Управление образовательной организацией | Добавил: zdrav1 (29.12.2020) | |
Просмотров: 23 |