Обеспечение эпидемической безопасности обучающихся и персонала образовательных организаций в условиях распространения COVID-19

Вопросы обеспечения эпидемической безопасности обучающихся и персонала образовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по-прежнему остаются приоритетными для руководителей и специалистов органов управления образованием и образовательных организаций. Практически все принимаемые нормативно-правовые акты и методические документы по организации работы образовательных учреждений в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции содержат разделы по организации противоэпидемических мероприятий и мерах защиты учащихся и персонала от COVID-19.

Руководителям образовательных организаций необходимо быть в курсе последних изменений санитарно-гигиенических требований к организации работы и мерам защиты обучающихся и персонала с учетом складывающейся эпидемиологической обстановки. Это позволит им чувствовать себя не только более уверенно при участии в различных совещаниях и комиссиях по вопросам COVID-19, но и более эффективно выполнять свои должностные обязанности и реально вносить свой посильный вклад в решение многих проблем эпидемической безопасности обучающихся и работников, связанных с COVID-19.

 

Общие сведения о COVID-19

В конце 2019 г. в Китайской Народной Республике (КНР) произошла вспышка новой коронавирусной инфекции с эпицентром в городе Ухань (провинция Хубэй). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 февраля 2020 г. определила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом, – COVID-19 («Coronavirus disease 2019»). Международный комитет по таксономии вирусов 11 февраля 2020 г. присвоил официальное название возбудителю инфекции – SARS-CoV-2.

Коронавирусы (Coronaviridae) – это большое семейство РНК-содержащих вирусов, способных инфицировать как животных (их естественных хозяев), так и человека. До 2002 г. коронавирусы рассматривались в качестве агентов, вызывающих нетяжелые заболевания верхних дыхательных путей (с крайне редкими летальными исходами).

Появление мутаций является типичным для РНК-содержащих вирусов. В декабре 2020 г. в Великобритании выявлен новый вариант возбудителя COVID-19.

При комнатной температуре (20 – 25°C) SARS-CoV-2 способен сохранять жизнеспособность на различных объектах окружающей среды в высушенном виде до 3 суток, в жидкой среде – до 7 суток. При температуре +4 °C стабильность вируса сохраняется более 14 дней. При нагревании до 37 °C полная инактивация вируса происходит в течение 1 дня, при 56 °C – в течение 45 минут, при 70 °C – в течение 5 минут. Вирус чувствителен к ультрафиолетовому облучению дозой не менее 25 мДж/см2 и действию различных дезинфицирующих средств в рабочей концентрации.

Входные ворота возбудителя – эпителий верхних дыхательных путей и эпителиоциты желудка и кишечника.

 

Эпидемиологическая характеристика

С декабря 2019 г. по март 2020 г. наиболее широкое распространение SARS-CoV-2 получил на территории КНР, в которой подтвержденные случаи заболевания были зарегистрированы во всех административных образованиях. Наибольшее количество заболевших выявлено в Юго-Восточной части КНР с эпицентром в провинции Хубэй (84% от общего числа случаев в КНР).

С конца января 2020 г. во многих странах мира стали регистрироваться случаи COVID-19, преимущественно связанные с поездками в КНР. В конце февраля 2020 г. резко осложнилась эпидемиологическая обстановка по COVID-19 в Южной Корее, Иране и Италии, что в последующем привело к значительному росту числа случаев заболевания в других странах мира, связанных с поездками в эти страны. ВОЗ объявила 11 марта 2020 г. о начале пандемии COVID-19.

Почти все страны мира серьезно пострадали от пандемии COVID-19, однако эпидемическая ситуация в разных странах крайне неоднородная. Высокий уровень заболеваемости и летальности отмечается в тех странах, где изоляционно-ограничительные мероприятия были введены с запозданием или в неполном объеме (Италия, Испания, США, Великобритания). Напротив, в странах, в которых противоэпидемические мероприятия были введены своевременно и в полном объеме (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Япония), наблюдается низкий уровень заболеваемости и летальности от COVID-19.

Источником инфекции является больной человек, в том числе находящийся в инкубационном периоде заболевания, и бессимптомный носитель SARS-CoV-2. Наибольшую опасность для окружающих представляет больной человек в последние два дня инкубационного периода и первые дни болезни.

Передача инфекции осуществляется воздушно-капельным, воздушно-пылевым и контактным путями. Ведущим путем передачи SARS-CoV-2 является воздушно-капельный, который реализуется при кашле, чихании и разговоре на близком (менее 2 метров) расстоянии. Контактный путь передачи реализуется во время рукопожатий и других видах непосредственного контакта с инфицированным человеком, а также через поверхности и предметы, контаминированные вирусом.

Существует высокий риск формирования эпидемических очагов COVID-19 в организованных коллективах (воинские коллективы, образовательные учреждения, дома престарелых, психоневрологические диспансеры, общежития, медицинские организации) при заносе инфекции, особенно в случае нарушения санитарно-противоэпидемического режима. Также существует риск возникновения множественных заболеваний в коллективах организаций закрытого типа при несоблюдении мер профилактики инфекции.

Новая коронавирусная инфекция, вызванная SARS-CoV-2, включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (постановление Правительства РФ от 31.01.2020 N 66).

Инкубационный период составляет от 2 до 14 суток, в среднем 5 – 7 суток. Для COVID-19 характерно наличие клинических симптомов ОРВИ: повышение t тела (> 90%); кашель (сухой или с небольшим количеством мокроты) в 80% случаев; одышка (30%); утомляемость (40%); ощущение заложенности в грудной клетке (> 20%). Также могут отмечаться боль в горле, насморк, снижение обоняния и вкуса, признаки конъюнктивита. Наиболее тяжелая одышка развивается к 6 – 8-му дню от момента заболевания. Также установлено, что среди первых симптомов могут быть миалгия (11%), спутанность сознания (9%), головные боли (8%), кровохарканье (2 – 3%), диарея (3%), тошнота, рвота, сердцебиение. Данные симптомы в дебюте инфекции могут наблюдаться и при отсутствии повышения температуры тела.

 

Нормативно-правовое и методическое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения COVID-19 в образовательных организациях

Учитывая исключительную опасность распространения новой коронавирусной инфекции среди учащихся и персонала, разработаны и утверждены соответствующие нормативно-правовые акты и методические документы по проведению мероприятий по предупреждению распространения COVID-19 в образовательных организациях. Более ранние по датам документы определяли:

- противоэпидемические мероприятия по профилактике COVID-19 в образовательных организациях;

- меры по сокращению контактов учащихся и персонала, включая широкое использование дистанционных методов обучения.

В настоящее время в связи с постепенным возвращением к традиционным методам обучения упор делается на санитарно-гигиенические меры профилактики COVID-19. Предлагаем ознакомиться с основными положениями некоторых из наиболее важных документов по профилактике новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях.

 

Рекомендации по особенностям организации образовательного процесса во втором полугодии 2020/21 учебного года в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в организациях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы

С учетом сложившейся эпидемической обстановки на местах и в целях обеспечения оптимальных условий реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ во втором полугодии 2020/21 учебного года в дополнение к ранее направлявшимся методическим материалам[1] Минпросвещения России в своем письме от 25.01.2021 N ТВ-92/03 рекомендует общеобразовательным организациям и организациям дополнительного образования детей:

1. Обеспечить реализацию основных и дополнительных общеобразовательных программ во втором полугодии 2020/21 учебного в полном объеме в штатном режиме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и распространения новой коронавирусной инфекции.

Учитывая различные формы реализации образовательного процесса, возможность использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, рекомендуется пересмотреть учебный календарный график с целью оптимизации чередования учебного процесса и каникулярного времени с учетом введенных ограничений в первой половине 2020/21 учебного года. При этом следует учитывать примерные основные образовательные программы всех уровней общего образования и производственный календарь на 2021 год.

Вместе с тем, учитывая, что разработка и утверждение образовательной программы относятся к компетенции общеобразовательной организации, обращаем внимание, что все изменения в календарный учебный график, являющийся частью образовательной программы, также должны быть утверждены.

2. На основе анализа результатов всероссийских проверочных работ (далее – ВПР), проведенных в сентябре – октябре 2020 года, с учетом методических рекомендаций Рособрнадзора, разработанных по их итогам, организовать деятельность по компенсации дефицитов знаний обучающихся, образовавшихся в связи с сокращением аудиторных форм организации образовательного процесса в первой половине 2020/21 учебного года. Данная деятельность должна выстраиваться с учетом необходимости достижения планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня. При этом должны быть созданы условия, не допускающие превышения недельной образовательной нагрузки.

3. Обеспечить направленность деятельности общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей на поддержание высокого качества образования в особых условиях реализации образовательного процесса посредством:

- организации уроков и дополнительных занятий по повторению и закреплению пройденного материала;

- организации смешанного обучения (очного с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения) при реализации программ по предметам только при сохранении ограничительных мероприятий;

- использования в образовательном процессе элементов Цифровой образовательной среды (электронный дневник, электронный журнал, информационные порталы и другие информационные ресурсы).

4. Обеспечить проведение промежуточной аттестации обучающихся по общеобразовательным программам в соответствии с порядком ее проведения, утвержденным локальным актом общеобразовательной организации, по итогам ее освоения в 2020/21 учебном году по каждому учебному предмету обязательной части учебного плана с учетом скорректированного календарного учебного графика.

5. Обеспечить качественную подготовку выпускников 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации, в том числе с использованием федеральных информационных ресурсов и федеральных телевизионных каналов, а также посредством специально организованных индивидуальных и групповых консультаций, дополнительных занятий, включая использование дистанционных образовательных технологий.

6. Предусмотреть обеспечение условий для педагогов по организации образовательного процесса в очной форме посредством:

- выделения защищенного пространства для работы учителя в классе;

- сопровождения образовательного процесса волонтерами из числа студентов педагогических университетов в случае удаленной работы учителя (65+ или имеющего показания к самоизоляции) с классом (помощник – посредник учителя в классе).

Органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, Минпросвещения России рекомендует

1. Организовать взаимодействие общеобразовательных организаций, методических служб, организаций дополнительного образования, педагогических университетов и других заинтересованных организаций в целях поддержания высокого качества образования в особых условиях реализации образовательного процесса.

2. Обеспечить проведение итогового сочинения (изложения) с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и распространения новой коронавирусной инфекции.

3. Обеспечить проведение итогового собеседования в сроки, установленные Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 N 189/1513, определив формат проведения, исходя из эпидемиологической ситуации в субъекте РФ.

4. Обеспечить проведение регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников в очной форме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и распространения новой коронавирусной инфекции, используя опыт проведения единого государственного экзамена в 2020 году, в тесном контакте с территориальными органами Роспотребнадзора.

5. Обеспечить проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в соответствии с особенностями проведения и расписанием, утвержденными совместными приказами Минпросвещения России и Рособрнадзора с учетом требований Роспотребнадзора, используя опыт проведения единого государственного экзамена в 2020 году.

6. Организовать работу по обеспечению психологического сопровождения обучающихся, а также педагогических работников и специалистов системы образования с целью сохранения физического и психического здоровья в условиях реализации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.

Организациям дополнительного профессионального образования субъектов РФ (институтам повышения квалификации работников образования, институтам развития образования) рекомендовано:

1. Обеспечить адресное методическое сопровождение реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых школами с низкими образовательными результатами (по результатам ВПР).

2. Обеспечить методическое сопровождение деятельности педагогов по подготовке выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации, в том числе посредством использования ресурсов информационных сервисов и регионального телевидения.

Органам управления субъектов РФ в сфере образования, организациям дополнительного профессионального образования, общеобразовательным организациям, организациям дополнительного образования детей рекомендовано активизировать проведение информационно-разъяснительной работы со всеми участниками образовательных отношений (персонал, родители, обучающиеся):

- о мерах сохранения здоровья, о мерах профилактики и снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции;

- о возможных формах обучения, возможности реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий;

- об имеющихся информационных ресурсах в поддержку образовательного процесса.

 

Организация образовательного процесса в образовательных организациях высшего образования с учетом рисков распространения новой коронавирусной инфекции

Руководителям образовательных организаций высшего образования приказом Минобрнауки России от 28.01.2021 N 63 предписано обеспечить принятие мер по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции, указанных в Рекомендациях по профилактике COVID-19 в образовательных организациях высшего образования[2], включая:

- создание условий для гигиенической обработки рук с применением антисептических средств в холле при входе в образовательную организацию, в местах общего пользования, помещениях для приема пищи, санитарных узлах;

- контроль температуры тела для всех лиц, входящих в организацию, с обязательным проведением термометрии бесконтактным способом;

- запрет допуска в организацию лиц с признаками инфекционных заболеваний;

- проведение обработки с применением дезинфицирующих средств всех контактных поверхностей в местах общего пользования (дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов и т.д.), санитарных узлов – не реже 1 раза в 4 часа (во время перерывов) и по окончании учебного процесса;

- осуществление контроля соблюдения масочного режима и социального дистанцирования;

- проветривание учебных помещений во время перерывов;

Руководители образовательных организаций высшего образования обязаны:

- осуществлять контроль за соблюдением работниками и обучающимися вышеуказанных противоэпидемических мер;

- информировать работников об учете санитарно-эпидемиологической обстановки в соответствующих субъектах Российской Федерации в случае необходимости межрегиональных перемещений;

- быть готовыми к возобновлению ограничительных мероприятий в случае осложнения эпидемиологической ситуации;

- размещать сведения об эпидемиологической ситуации в образовательной организации по формам и в сроки, предусмотренные в информационно-аналитической системе «Мониторинг».

 

Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования[3]

Перед началом работы образовательных организаций высшего образования (далее – Организация) рекомендуется:

- проведение генеральной уборки всех помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму;

- проведение очистки систем вентиляции, кондиционеров, проверки эффективности работы вентиляционной системы (за исключением случаев наличия актов о проведении таких работ менее 1 года назад);

- обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением антисептических средств в холле при входе в Организацию, в местах общего пользования, помещениях для приема пищи, санитарных узлах, а также обеспечение постоянного наличия средств для мытья рук, антисептических средств для обработки рук в санузлах, помещениях для приема пищи;

- проведение в помещениях ежедневной влажной уборки и еженедельной генеральной уборки и дезинфекционных мероприятий в соответствии с инструкцией по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами[4]. Проведение обработки с применением дезинфицирующих средств всех контактных поверхностей в местах общего пользования (дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов и т.д.), санитарных узлов – не реже 1 раза в 4 часа (во время перерывов) и по окончании учебного процесса. Использование для дезинфекции дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном порядке, в инструкциях по применению которых указаны режимы обеззараживания объектов при вирусных инфекциях;

- проведение в местах общего пользования обеззараживания воздуха с использованием с использованием оборудования, разрешенного для применения в присутствии людей;

- организация проветривания учебных помещений во время перерывов.

- организация «входного фильтра» всех лиц, входящих в Организацию, с обязательным проведением термометрии бесконтактным способом.[5]

В Организацию не должны допускаться лица с признаками инфекционных заболеваний (повышенная температура, кашель, насморк). Лица с признаками инфекционных заболеваний, выявленные в течение дня, незамедлительно изолируются с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи.

При получении информации о подтверждении диагноза COVID-19 у студентов, педагогического состава, персонала объем и перечень необходимых противоэпидемических мероприятий определяют должностные лица, проводящие эпидемиологическое расследование, в порядке, установленном законодательством.

Важно не допускать скопления обучающихся (в том числе в холлах, коридорах, при входе в аудитории (помещения) и осуществлять контроль соблюдения социальной дистанции.

Рекомендуется обеспечение студентов, педагогического состава, персонала запасом одноразовых или многоразовых масок (исходя из продолжительности учебного процесса и смены одноразовых масок не реже 1 раза в 3 часа, многоразовых – в соответствии с инструкцией); персонала – перчатками, дезинфицирующими салфетками. Повторное использование одноразовых масок, а также использование увлажненных масок не допускается.

Важно обеспечить контроль за применением студентами и персоналом средств индивидуальной защиты. также необходимо организовать централизованный сбора использованных одноразовых масок с упаковкой их в полиэтиленовые пакеты перед размещением в контейнеры для сбора отходов.

Рекомендуется организовать проведение среди студентов работы по гигиеническому воспитанию по мерам профилактики COVID-19, признакам COVID-19, соблюдению правил личной гигиены, как во время нахождения в учебном заведении, так и за его пределами (при посещении объектов общественного питания, объектов, оказывающих услуги, культурно-развлекательных объектов, объектов для занятий спортом, транспорта и т.д.) посредством проведения лекций, просмотра видеороликов, материалов, опубликованных на сайте Роспотребнадзора, проведения конкурсов с вовлечением студентов в изготовление средств наглядной агитации и др. Важно обеспечить проведение системной информационно-разъяснительной работы среди студентов и педагогов, направленной на формирование осознанного понимания необходимости незамедлительного обращения за медицинской помощью при появлении первых признаков инфекционных заболеваний (повышенная температура, кашель, насморк).

Педагогические работники старше 65 лет и педагогические работники, имеющие хронические заболевания, допускаются к очному проведению учебных занятий по согласованию.

Предприятия общественного питания в Организации осуществляют свою деятельность согласно методическим рекомендациям Роспотребнадзора МР 3.1/2.3.6.0190-20 «Рекомендации по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19». При отсутствии предприятий общественного питания – запрет приема пищи в учебных помещениях и на рабочих местах, выделение для приема пищи специальных помещений, оборудованных раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком.

Библиотеки в Организации осуществляют деятельность согласно методическим рекомендациям Роспотребнадзора МР 3.1/2.1.0195-20 «Рекомендации по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в библиотеках».

В целях обеспечения безопасных условий организации учебного процесса рекомендуется:

- пересмотреть режим работы, в т.ч. расписание учебных занятий, практик, изменив время начала первого занятия (лекции) для разных учебных групп и время проведения перерывов, в целях максимального разобщения учебных групп;

- занятия заочных и вечерних групп максимально перевести на дистанционный формат;

- закрепить при возможности за каждой учебной группой учебное помещение, организовав обучение и пребывание в закрепленном за каждой группой помещении. Принять меры по минимизации общения студентов из разных групп во время перерывов;

- обеспечить присутствие студентов во время учебного процесса (в учебных аудиториях, лекционных залах) в масках, организовать контроль за их сменой не реже 1 раза в 3 часа (одноразовых) или в соответствии с инструкцией (многоразовых). Допускается не использовать маски при проведении учебных занятий творческой направленности и педагогам во время проведения лекций;

- организовать максимально проведение занятий по физической культуре на открытом воздухе с учетом погодных условий;

- обеспечить проведение занятий физической культурой в закрытых сооружениях с учетом разобщения по времени разных учебных групп;

- обеспечить работу объектов для занятий физический культурой и спортом, бассейнов и т.д. (при наличии) согласно методическим рекомендациям МР 3.1/2.1.0184-20 «Рекомендации по организации работы спортивных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19», МР 3.1/2.1.0192-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и фитнес-клубах)».

 

Рекомендации по организации проживания обучающихся образовательных организаций[6]

1. Перед началом работы общежитий рекомендуется:

- проведение генеральной уборки всех помещений с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму;

- проведение очистки систем вентиляции, кондиционеров, проверки эффективности работы вентиляционной системы (за исключением случаев наличия актов о проведении таких работ менее 1 года назад).

2. Обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением антисептических средств в холле вблизи входа в общежитие, в местах общего пользования, помещениях для приема пищи, санитарных узлах и туалетных комнатах.

3. Проведение в помещениях общего пользования общежитий с обработкой всех контактных поверхностей в местах общего пользования ежедневной влажной уборки и еженедельной генеральной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств с соблюдением соответствующих рекомендаций Роспотребнадзора с учетом эпидемиологической ситуации.

4. Организация «входного фильтра» всех лиц, входящих в общежитие, с обязательным проведением термометрии бесконтактным способом. Лица с признаками инфекционных заболеваний, выявленные в течение дня, незамедлительно изолируются с момента выявления указанных признаков до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи. При получении информации о подтверждении диагноза COVID-19 у студентов, педагогического состава, персонала объем и перечень необходимых противоэпидемических мероприятий определяют должностные лица, проводящие эпидемиологическое расследование, в порядке, установленном законодательством.

5. Организация информирования проживающих о необходимости регулярного проветривания помещений общежития.

6. Обеспечить персонал общежития запасом одноразовых или многоразовых масок (исходя из продолжительности рабочей смены и смены одноразовых масок не реже 1 раза в 3 часа, многоразовых – в соответствии с инструкцией), перчатками, дезинфицирующими салфетками, кожными антисептиками для обработки рук. Повторное использование одноразовых масок, а также использование увлажненных масок не допускается.

7. Обеспечить контроль за применением персоналом средств индивидуальной защиты.

8. Организовать централизованный сбор использованных одноразовых масок с упаковкой их в полиэтиленовые пакеты перед размещением в контейнеры для сбора отходов.

9. При организации централизованной стирки постельного белья исключить пересечение потоков чистого и грязного белья.

 

Организация профилактических мероприятий по предупреждению распространения COVID-19 в библиотеках образовательных организаций[7]

1. Перед открытием в помещениях библиотеки проводится влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств вирулицидного действия, разрешенных к применению в установленном порядке. Система вентиляции очищается, проводится проверка эффективности ее работы.

2. Ограничиваются контакты между сотрудниками библиотеки разных отделов и функциональных групп, не связанных общими задачами и производственными процессами.

3. Обеспечивается рассадка сотрудников в рабочих кабинетах с учетом дистанции не менее 1,5 метров, в случае невозможности – организовывается посменная работа.

4. Ежедневно, перед началом работы библиотеки осуществляется контроль температуры тела работников библиотеки с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или признаками инфекционного заболевания.

5. Запрещается прием пищи на рабочих местах. Прием пищи осуществляется в столовой для сотрудников или специально выделенной комнате по заранее установленному графику с учетом соблюдения дистанции 1,5 метра.

6. При входе в библиотеку, а также на рабочих местах, в комнате приема пищи, читальных и компьютерных залах, иных мест возможного скопления посетителей, организовываются места обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей, в том числе, с помощью установленных дозаторов.

7. Сотрудники библиотеки обеспечиваются запасом одноразовых масок и перчаток (исходя из продолжительности рабочей смены и смены масок и перчаток не реже 1 раза в 3 часа), а также кожными антисептиками для обработки рук.

8. Осуществляется контроль за использованием сотрудниками библиотеки при обслуживании посетителей и при работе с книгами и журналами защитных масок и перчаток.

9. Рекомендуется установка защитных экранов в местах взаимодействия с посетителями (стойки выдачи книг), а также в читальных и компьютерных залах между посетителями.

10. Предусматривается возможность выдачи книг без контакта с человеком, в том числе путем внедрения сервиса предварительного заказа, подтверждение получения книги читателем онлайн.

11. Ограничивается доступ посетителей в залы обслуживания для самостоятельного выбора изданий до отмены ограничительных мероприятий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

12. Организовывается прием книг после использования в короба (корзины), хранение осуществляется на специально отведенных полках, столах по возможности в отдельном помещении. Повторное использование возвращенных книг и журналов проводится через 5 дней.

13. Все издания, поступающие в библиотеку с целью комплектования фондов, в том числе в упакованном виде, хранятся в отдельном помещении и передаются для дальнейшей работы через 5 дней после получения (для посылок, бандеролей отчет хранения проводится с даты отправки).

14. В компьютерных залах проводится дезинфекция компьютерной мыши и клавиатуры после каждого посетителя. Используются одноразовые наушники.

15. Предоставление ручек и карандашей посетителям проводится через стойку выдачи книг с последующем возвращением для дезинфекции.

16. Обеспечивается соблюдение социальной дистанции на расстоянии не менее 1,5 метра при нахождении посетителей и сотрудников, в том числе путем нанесения соответствующей разметки. По возможности необходимо открыть максимальное количество дверей внутри здания и между помещениями.

17. Рекомендуется организовать движение посетителей в читальных и компьютерных залах в одну сторону.

18. Посетители допускаются в помещения библиотеки при наличии гигиенической маски. Рекомендуется обеспечить возможность приобретения посетителями гигиенических масок и дезинфицирующих салфеток для обработки рабочих поверхностей и инвентаря.

19. Осуществляется сбор использованных масок и перчаток сотрудников и посетителей библиотеки в полиэтиленовые мешки с последующей утилизацией как ТБО.

20. Осуществляется ежедневная влажная уборка служебных помещений и мест общего пользования с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Работники, участвующие в уборке помещений, проходят инструктаж по применению дезинфицирующих средств.

21. Осуществляется влажная уборка с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия каждые 2 часа в туалетах, в том числе всех контактных поверхностей. Обеспечиваются в туалетах условия для соблюдения правил личной гигиены, устанавливаются дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук.

22. Осуществляется дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, поручней лестниц, перил, поверхностей столов, стульев, выключателей, оргтехники и т.д.

23. Осуществляется, при наличии условий и возможностей, проветривание не реже чем 1 раз в два часа помещений библиотеки.

24. Организовывается информирование посетителей и сотрудников библиотеки путем размещения текстовой и визуальной информации о необходимости соблюдения посетителями библиотеки мер по предотвращению распространения коронавируса. Необходимая информация размещается на официальных сайтах библиотек.

25. Запрещается прием пищи посетителями при нахождении в библиотеке (за исключением воды).

26. Исключается проведение в помещениях библиотеки массовых мероприятий.

27. Иные виды деятельности (общественное питание, торговля и др.) в помещениях библиотеки осуществляются после принятия решений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации о возобновлении такой деятельности на территориях субъектов с учетом санитарно-эпидемиологических требований и рекомендаций, разработанных для осуществления таких видов деятельности в условиях рисков распространения COVID-19.

 

Источник: журнал «Управление образовательной организацией» N 2/2021.

 

 

 

[1] См. письмо Роспотребнадзора N 02/16587-2020-24, Минпросвещения России N ГД-1192/03 от 12.08.2020 "Об организации работы общеобразовательных организаций", письмо Минпросвещения России от 12.10.2020 N ГД-1736/03 "О рекомендациях по использованию информационных технологий в образовательном процессе в условиях распространения новой коронавирусной инфекции в 2020/2021 учебном году" и др.

[2] Более подробно о содержании указанных рекомендаций см. следующий раздел статьи.

[3] Раздел подготовлен по материалам МР 3.1/2.1.0205-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования. Методические рекомендации (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2020) (ред. от 11.02.2021).

[4] См. Письмо Роспотребнадзора от 23.01.2020 N 02/770-2020-32 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами".

[5] Проведение термометрии у студентов, педагогического состава и персонала рекомендуется осуществлять не менее 2-х раз в день.

[6] Подготовлено на основе рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2020) (ред. от 11.02.2021).

[7] Подготовлено на основе рекомендаций по проведению профилактических мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в библиотеках, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.06.2020.

 

Другие статьи по теме
Категория: Управление образовательной организацией | Добавил: zdrav1 (26.02.2021)
Просмотров: 46