Национальный проект «Образование»: цели, структура, содержание

В настоящее время в управлении системой образования все большее распространение приобретают программно-целевые методы и проектный менеджмент. Причинами этой тенденции являются комплексность учебно-воспитательных процессов и связанных с ними проблем, необходимость системной межотраслевой и межрегиональной координации и повышения эффективности программных мероприятий. В условиях ограниченности бюджетных средств национальные и федеральные проекты, а также региональные программы позволяют концентрировать материальные, кадровые и финансовые ресурсы для решения наиболее актуальных и значимых вопросов в области образования.

Программно-целевой метод становится важнейшим инструментом осуществления государственной социально-экономической политики, в т.ч. и в области образования. Под программой (проектом) в настоящей статье понимается комплекс взаимосвязанных проектов, программ и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости в условиях временных и ресурсных ограничений. Другими словами, нужно достичь четко обозначенную измеряемую запланированную цель в определенные сроки, не превысив при этом смету расходов. Соответственно руководители проектов (программ) отвечают за 3 аспекта их реализации: сроки, расходы и качество результата.

Национальные и входящие в них федеральные проекты в сфере образования представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс организационных, научно-исследовательских, социально-экономических, правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на эффективное решение задач в области образования. Их важнейшей особенностью является определение приоритетных проблем и путей их решения с учетом возможностей финансирования на федеральном, региональном или местном уровнях. Таким образом, программно-целевое управление позволяет не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем образования на основе межотраслевого взаимодействия.

Национальные и входящие в них федеральные проекты в области образования стимулируют участие субъектов РФ в решении проблем образования на своих территориях на основе софинансирования или принятия и реализации собственных аналогичных программ (проектов).

В настоящее время сформирована нормативно-правовая и методологическая база, определяющая правила рассмотрения, утверждения, реализации и финансирования национальных, федеральных и региональных проектов (программ). В частности, утверждены Правила разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации[1], Методические указания по разработке национальных проектов (программ)»[2], Методические рекомендации по организации проектной деятельности в федеральных органах исполнительной власти[3].

При разработке национальных проектов и региональных программ выделяют следующие этапы:

1) отбор проблем для программной разработки;

2) принятие решения о разработке целевой программы (проекта) и ее формирование;

3) экспертиза и оценка целевой программы;

4) утверждение целевой программы;

5) управление реализацией целевой программы (планирование, организация, координация и контроль за ходом ее выполнения).

Согласно действующему законодательству инициаторами постановки проблем в области образования для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица, а также общественные организации. Однако, как правило, в этом качестве в основном выступает Минобрнауки России, Минпросвещения России, российская академия образования и подведомственные им учреждения.

В настоящее время в названиях документов федерального уровня «программы» заменены на «проекты», при этом их сущность, механизмы разработки и реализации в целом не изменились.

Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:

- значимость проблемы;

- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки и необходимость государственной поддержки для ее решения;

- принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных достижений;

- необходимость координации межотраслевых связей для решения данной проблемы.

При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне учитываются приоритеты и цели социально-экономического развития РФ, результаты анализа экономического и социального состояния страны. В соответствии с утвержденным порядком предложения должны содержать:

- наименование проблемы и анализ причин ее возникновения;

- возможные способы решения проблемы;

- потребность в финансовых ресурсах и возможные источники их обеспечения (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, внебюджетные средства);

- предварительную оценку социально-экономической эффективности и последствий от реализации программы;

- государственных заказчиков и разработчиков целевой программы (проекта), сроки и стоимость подготовки программы.

Минэкономразвития России совместно с Минфином России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ на основе прогнозов социально-экономического развития страны подготавливает предложения по решению наиболее значимых проблем программными методами на федеральном уровне и направляет их в Правительство РФ. Правительство РФ на основе представленных предложений принимает решение о подготовке соответствующей целевой программы (проекта), сроках и стоимости ее разработки, определяет государственного заказчика.

Государственный заказчик несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы (проекта), подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.

Целевая программа состоит из следующих разделов:

- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами;

- основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы;

- система программных мероприятий;

- ресурсное обеспечение программы (за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ и с распределением расходов по регионам страны);

- механизм реализации программы;

- организация управления программой и контроль за ходом ее реализации;

- оценка эффективности программы;

- паспорт целевой программы.

К проекту целевой программы (проекта) прилагаются пояснительная записка, бизнес-план с социально-экономическим и технико-экономическим обоснованиями, предварительная бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета для финансирования программы на очередной год, лист согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и, при необходимости, соглашения (договоры) о намерениях между государственным заказчиком программы с предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов РФ, подтверждающие финансирование программы из внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ.

Минэкономразвития России и Министерство финансов РФ оценивают представленный проект целевой программы (проекта), обращая при этом особое внимание на:

- приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;

- обоснованность и комплексность программных мероприятий, сроки их реализации;

- необходимость привлечения внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов РФ для реализации программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет централизованных ресурсов;

- эффективность механизма осуществления программы;

- социально-экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы.

Минэкономразвития России с участием Министерства финансов подготавливает заключение по проектам целевой программы и предварительной бюджетной заявки. С учетом замечаний и предложений государственный заказчик целевой программы совместно с ее разработчиками производит доработку проекта программы. Доработанный проект целевой программы повторно направляется в Минэкономразвития России.

В случае положительной оценки Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России представляет проект целевой программы (проекта) на утверждение в Правительство РФ. В настоящее время паспорта национальных проектов утверждаются президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам

Следует отметить, что в последнее время все чаще раздаются критические замечания и выступления, касающиеся научной обоснованности поставленных количественных целей, механизмов реализации национальных проектов и эффективности использования финансовых средств, чему есть объективные и субъективные причины, о которых будет рассказано в следующих публикациях.

 

Национальный проект «Образование»

В настоящее время реализуется национальный проект «Образование», включающий 10 федеральных проектов. Паспорт национального проекта «Образование» разработан в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» в части решения задач и достижения стратегических целей по направлению «Образование» и утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16).

Основными целями проекта являются:

1) обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

2) воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Мероприятия национального проекта направлены, прежде всего, на реализацию 4 ключевых направлений развития системы образования: обновление содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка кадров для работы в системе, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью.

В структуру национального проекта «Образование» входят 10 федеральных проектов:

1. «Современная школа»;

2. «Успех каждого ребенка»;

3. «Поддержка семей, имеющих детей»;

4. «Цифровая образовательная среда»;

5. «Учитель будущего»;

6. «Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования);

7. «Новые возможности для каждого»;

8. «Социальная активность»;

9. «Экспорт образования»;

10. «Социальные лифты для каждого».

 

1. Федеральный проект «Современная школа»

Федеральный проект «Современная школа» направлен на внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».

В целях обеспечения вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования основой реализации федерального проекта станет обновление содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, в том числе обновление образовательных стандартов и примерных образовательных программ, в том числе в части развития воспитательной компоненты, а также вовлечение всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие системы общего образования.

Будут внедрены механизмы обучения детей по индивидуальным учебным планам, предусматривающие снятие правовых и административных барьеров для реализации образовательных программ в сетевой форме, с поэтапным ростом числа организаций, реализующих общеобразовательные программы в сетевой форме, от общего количества организаций, реализующих указанные программы, в том числе в 2019 году – не менее 3%, в 2020 – не менее 10%, в 2021 – не менее 20%, в 2022 – не менее 35%, в 2023 – не менее 50% и в 2024 году – не менее 70%.

В рамках федерального проекта будут решены задачи обновления содержания и создания необходимых инфраструктурных условий, в том числе в целях обеспечения условий для внедрения обновленных образовательных программ и методов обучения планируются следующие результаты (задача развития кадров для системы общего образования будет решаться в рамках федерального проекта «Учитель будущего»):

- будет продолжена реализация программы по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, а также к 2021 году будет полностью ликвидировано обучение в 3-ю смену;

- будет создано 24,5 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, в том числе 11,7 тыс. новых мест за счет целевой поддержки из федерального бюджета;

- в 800 отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам, будет внедрена современная образовательная и безбарьерная среда;

- в 16 тыс. школ в сельской местности и малых городах будет создана материально-техническая база центров коллективного пользования для реализации образовательных программ цифрового и гуманитарного профилей;

- будут разработаны новые государственно-частные механизмы развития инфраструктуры системы образования, в том числе будут созданы 25 пилотных школ нового типа с привлечением негосударственных средств;

- не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества, в том числе в 2019 году – не менее 3%, в 2020 – не менее 10%, в 2021 – не менее 20%, 2022 – не менее 35%, 2023 – не менее 50%. В наставники обучающихся будут привлечены преподаватели вузов, работники научных организаций, представители предприятий реального сектора экономики, деятели культуры, искусства, спортсмены, что будет способствовать развитию талантов школьников, их личностному и профессиональному самоопределению.

В целях обеспечения мониторинга динамики значений целевого показателя национального проекта предусмотрено внедрение во всех общеобразовательных организациях системы оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся, что позволит каждой образовательной организации, муниципальным и региональным органам управления образованием отслеживать динамику показателей подготовки обучающихся и принимать соответствующие решения.

Для реализации возможности обучения детей по индивидуальным учебным планам на всей территории Российской Федерации планируется внесение изменений в отраслевое законодательство, в том числе в части права привлечения в общеобразовательные организации специалистов из других сфер, студентов, аспирантов и специалистов из реального сектора экономики.

Особое внимание будет уделено совершенствованию методов обучения предметной области «Технология». Так, во всех субъектах Российской Федерации будет обеспечена возможность изучать предметную область «Технология» на базе высокооснащенных организаций, в том числе детских технопарков «Кванториум». Для учителей предметной области «Технология» будут реализованы инновационные программы повышения квалификации в детских технопарках «Кванториум», образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях.

Реализация федерального проекта носит межведомственный и системный характер, ведет к достижению целевых показателей национального проекта «Образование», федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Учитель будущего» национального проекта «Образование», а также способствует достижению целей других национальных проектов.

 

2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на достижение цели национального проекта по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Цель будет достигнута за счет реализации целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, включающей мероприятия по созданию конкурентной среды и повышению доступности и качества дополнительного образования детей, практику механизмов персонифицированного финансирования, внедрение эффективной системы управления сферой дополнительного образования детей, предусматривающей учет потребностей и возможностей детей различных категорий, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проживающих в сельской местности, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Будут внедрены механизмы обучения детей по индивидуальным учебным планам, предусматривающие снятие правовых и административных барьеров для реализации образовательных программ в сетевой форме, с поэтапным ростом числа организаций, реализующих общеобразовательные программы в сетевой форме, от общего количества организаций, реализующих указанные программы, в том числе в 2019 году – не менее 3%, в 2020 – не менее 10%, в 2021 – не менее 20%, в 2022 – не менее 35%, в 2023 – не менее 50% и в 2024 году – не менее 70%.

Федеральным проектом предусмотрено развитие механизмов ранней профессиональной ориентации ребенка и индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями в рамках реализации проектов «Билет в будущее» и «Проектория», а также «Сириус.Онлайн», «Уроки настоящего» и других аналогичных платформ, направленных на раннюю профессиональную ориентацию обучающихся, что позволит активно вовлекать обучающихся в события по самоопределению, предоставляя им предложения по дальнейшему развитию в выбранной сфере деятельности.

Активное участие в реализации проекта примут представители реального сектора экономики, ведущие научные деятели, изобретатели и предприниматели; обучающиеся смогут знакомиться с высокотехнологическими отраслями, попробовать себя в решении практических задач, выбрать наиболее интересную и соответствующую их способностям отрасль и профессию.

В рамках федерального проекта предусмотрена поддержка реализации региональных мероприятий по модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей и повышения ее доступности за счет создания к 2021 году 900 тыс. новых мест дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности, а к 2024 году обновление материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, что позволит создать сеть спортивных секций и вовлечь в них не менее 935 тыс. детей.

Развитие дистанционных форм дополнительного образования и реализация таких проектов, как мобильный детский технопарк «Кванториум», позволит к 2024 году охватить качественным дополнительным образованием школьников, в том числе проживающих в сельской местности, малых городах и труднодоступных территориях.

Расширится практика использования дистанционных технологий для реализации дополнительных общеобразовательных программ, что позволит охватить не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие одаренных и проявивших выдающиеся способности детей продолжится в центрах выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта Образовательного фонда «Талант и успех» (по принципу Образовательного центра «Сириус» – круглогодичного образовательного центра, реализующего краткосрочные интенсивные образовательные программы для детей, проявивших выдающиеся способности, с целью их развития по трем направлениям: наука, спорт, искусство, а также шахматы). Подобные центры к 2024 году будут созданы во всех субъектах Российской Федерации.

В целях формирования ключевых навыков и компетенций детей, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития страны, в рамках федерального проекта предусмотрена поддержка в форме субсидий из федерального бюджета на создание в каждом населенном пункте численностью более 60 тыс. человек детских технопарков «Кванториум» (всего – 245 детских технопарков «Кванториум» в Российской Федерации в 2024 году). Также планируются гранты на создание не менее 100 центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе участвующих в создании научных и научно-образовательных центров мирового уровня или обеспечивающих деятельность центров компетенций Национальной технологической инициативы.

Кроме того, не менее 70% обучающихся по программам дополнительного образования детей будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества, в том числе в 2019 году – не менее 5%, в 2020 – не менее 10%, в 2021 – не менее 20%, 2022 – не менее 35%, 2023 – не менее 50%. В наставники обучающихся будут привлечены преподаватели вузов, работники научных организаций, представители предприятий реального сектора экономики, деятели культуры, искусства, спортсмены, что будет способствовать развитию талантов школьников, их личностному и профессиональному самоопределению.

По итогам реализации федерального проекта охват детей дополнительным образованием к 2024 году достигнет 80%, в том числе не менее 25% детей будут обучаться по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной и технической направленностей. В результате 100% детей будет обеспечена гармоничная образовательная среда, предусматривающая опору на исторические и национально-культурные традиции, духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, а также предпосылки для прорывных направлений в формирующемся новом технологическом укладе.

Реализация федерального проекта носит межведомственный и системный характер, ведет к достижению целевых показателей национального проекта «Образование», федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», а также способствует достижению целей других национальных проектов.

 

3. Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей»

Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» направлен на оказание комплексной психолого-педагогической и информационно-просветительской поддержки родителям, создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих образование в семье.

Федеральный проект предусматривает создание, наполнение и функционирование федерального портала информационно-просветительской поддержки родителей, позволяющего оказывать различную консультационную помощь родителям, обеспечивать взаимодействие с образовательными организациями и родительским сообществом. Во всех субъектах Российской Федерации будет реализована система информирования родителей по вопросам образования детей, в том числе на площадках объектов социальной инфраструктуры, включающая распространение типовых информационных и методических пособий для родителей по вопросам развития, воспитания и обучения детей, в том числе раннего развития детей в возрасте до трех лет и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, наряду с реализацией Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 г., федеральный проект предусматривает предоставление грантов из федерального бюджета некоммерческим организациям для оказания услуг по психолого-педагогическому, методическому и консультативному сопровождению родителей обучающихся и образовательных организаций. Также федеральный проект предполагает создание системы непрерывного методического сопровождения образовательных организаций и некоммерческих организаций, внедрение системы оценки качества предоставляемых услуг.

К 2024 году во всех субъектах Российской Федерации будут функционировать центры помощи родителям; не менее 20 миллионов граждан, в том числе родители (законные представители) детей, граждане, желающие принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, – получат психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь, в том числе через федеральный портал.

Реализация федерального проекта носит межведомственный и системный характер, ведет к достижению целей других федеральных проектов национального проекта «Образование», а также способствует достижению целей других национальных проектов.

 

4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

В рамках реализации федерального проекта планируется создать Центр цифровой трансформации образования, на базе которого будет осуществляться организационно-управленческая, методическая, аналитическая и экспертная деятельность, направленная на обеспечение высокого качества и доступности образования всех видов и уровней, а также обучение управленческих команд субъектов Российской Федерации. Также будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, которая позволит во всех образовательных организациях на территории Российской Федерации создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий, автоматизировать рутинные административные, управленческие и обеспечивающие процессы; проводить процедуры оценки качества образования. Будет обеспечена оптимизация деятельности образовательных организаций, перевод отчетности образовательных организаций в электронный вид и ее автоматическое формирование.

Основой реализации проекта станет создание и внедрение федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, набора типовых информационных решений. Платформа будет разработана с активным участием профессиональных сообществ и будет построена по «модульному» принципу; при этом непрерывное наполнение платформы образовательным контентом будет осуществляться как за счет федеральной поддержки, так и за счет частных средств, самими физическими и юридическими лицами, в том числе педагогами, учащимися и т.д.

В целях повышения уровня качества образования во всех субъектах Российской Федерации все образовательные организации будут обеспечены стабильным и быстрым Интернет-соединением, будет разработана электронная платформа-навигатор по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам различных форм и сервисам трудоустройства, а также обеспечена интеграция актуальных региональных информационных ресурсов с федеральной информационно-сервисной платформой цифровой образовательной среды. Образовательные организации всех типов обновят информационное наполнение и функциональные возможности официальных сайтов.

В целях обеспечения создания современной цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта в Российской Федерации планируется использовать при реализации основных образовательных программ современные технологии, в том числе технологии виртуальной и дополненной реальности и «цифровых двойников», создать сеть из 340 центров цифрового образования для детей «IT-куб». «IT-куб» – это среда для, формирования у ребенка базовых и углубленных знаний, в области IT-технологий. Реализация проекта будет способствовать достижению лидирующей позиции Российской Федерации на рынке IT-технологий, обеспечению технологического прорыва.

Проект носит межведомственный и системный характер, ведет к достижению целевых показателей национального проекта «Образование», других федеральных проектов национального проекта «Образование», а также достижению целей федерального проекта «Цифровая инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика».

 

5. Федеральный проект «Учитель будущего»

Федеральный проект «Учитель будущего» направлен на внедрение национальной системы учительского роста, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций Российской Федерации.

В рамках реализации федерального проекта будет организована системная работа по непрерывному развитию профессионального мастерства работников системы образования и существенно обновлено содержание программ повышения квалификации. Основой проекта станет формирование условий (системы) для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, в том числе в форме стажировок.

Так, в рамках федерального проекта будет проведена работа по повышению профессионального мастерства работников образования на базе созданных федеральных сетей Центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования, Центров технологической поддержки образования для повышения квалификации учителей по предметным областям естественнонаучного цикла с использованием ресурсов современных технологических образовательных площадок, а также посредством онлайн-образования, будет методически и организационно поддержано «горизонтальное обучение» педагогов и управленцев через сетевые профессиональные сообщества.

Не менее 70% учителей в возрасте до 35 лет будут вовлечены в различные формы поддержки и сопровождения в первые три года работы. Мероприятие предусматривает вовлечение в систему сопровождения специалистов-практиков, а также представителей профессорско-преподавательского состава вузов, что будет способствовать повышению уровня профессионального мастерства и качества преподавания. Кроме того, будет внедрена практика добровольной и независимой оценки профессиональной квалификации педагогических работников, что позволит каждому желающему оценить свои профессиональные дефициты и обеспечить построение плана собственного развития. Добровольную оценку пройдут не менее 10% педагогических работников к 2024 году, в том числе (нарастающим итогом) в 2019 году – не менее 0,2%, в 2020 – не менее 0,8%, в 2021 – не менее 1,4%, в 2022 – не менее 2,0%, в 2023 – не менее 5%.

Кроме того, будут разработаны и внедрены модели единых требований и стандартов для оценки компетенций педагогических работников общего, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования. Будет введена также национальная система учительского роста педагогических работников, в том числе внесены изменения в номенклатуру должностей педагогических работников, должностей руководителей образовательных организаций. Введение системы позволит обеспечить условия для карьерного роста учителя, в том числе на основе учета достижений педагога. Во всех субъектах Российской Федерации будет внедрена система аттестации руководителей общеобразовательных организаций.

В результате повысится социальный статус российских педагогов и работников образования, что станет дополнительным стимулом для привлечения молодых и амбициозных специалистов, повышения качества российского образования в целом.

Реализация федерального проекта носит межведомственный и системный характер, ведет к достижению целевых показателей национального проекта «Образование», федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», а также способствует достижению целей других национальных проектов.

 

6. Федеральный проект «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)»

Федеральный проект «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)» направлен на модернизацию профессионального образования посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, а также обновление материально-технической базы.

Модернизация среднего профессионального образования: в рамках реализации федерального проекта будут проведены мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Ворлдскиллс в 2019 году в г. Казани. Будут обновлены федеральные государственные образовательные стандарты в соответствии с разработанным и утвержденным перечнем приоритетных направлений подготовки обучающихся, а также опытом Союза Ворлдскиллс России. Для достижения показателей федерального проекта будет модернизирована инфраструктура Всероссийского учебно-тренировочного центра профессионального мастерства и популяризации рабочих профессий на базе Всероссийского детского центра «Смена». Также к 31 декабря 2024 года будет создана сеть из 100 центров опережающей профессиональной подготовки, в которых с использованием кадровых и материально-технических ресурсов всех профессиональных организаций в первую очередь реализуются программы в формате индивидуальных учебных планов, и 5000 мастерских, оснащенных в соответствии с современным требованиями по одной из компетенций, в том числе для сдачи демонстрационного экзамена с учетом опыта Союза Ворлдскиллс России, с охватом более 1500 тыс. обучающихся.

К концу 2024 года в 50% профессиональных образовательных организаций государственная итоговая аттестация будет проводиться в форме демонстрационного экзамена, что поможет существенно повысить уровень профессионального образования в Российской Федерации. Кроме того, в целях развития профессионального мастерства работников сферы профессионального образования, будет проведено повышение квалификации не менее 35 тыс. преподавателей (мастеров производственного обучения) по программам, основанным на опыте Союза «Ворлдскиллс Россия», в том числе (нарастающим итогом к 2017 году) в 2019 году – не менее 10 тыс. человек, в 2020 году – не менее 15 тыс. человек, в 2021 – не менее 20 тыс. человек, в 2022 – не менее 25 тыс. человек, в 2023 – не менее 30 тыс. человек. Кроме того, не менее 10 тыс. специалистов СПО будут сертифицированы в качестве экспертов Союза «Ворлдскиллс Россия», в том числе (нарастающим итогом) в 2019 году – не менее 0,8 тыс. человек, в 2020 году – не менее 2 тыс. человек, в 2021 – не менее 4 тыс. человек, в 2022 – не менее 6 тыс. человек, в 2023 – не менее 8 тыс. человек.

В системе среднего профессионального образования активное развитие получит наставничество за счет создания методологии и привлечения к этой деятельности специалистов-практиков.

Федеральный проект предусматривает к 2024 году каждым ведущим университетом, получающим государственную поддержку в целях повышения глобальной конкурентоспособности, достижение 9 показателей, включая вхождение университета не менее двух лет подряд в топ-1000 международных рейтингов и в топ-200 как минимум одного предметного или отраслевого международного рейтинга.

В 2019 году будет разработан и внедрен механизм присвоения категории «национальный исследовательский университет» образовательным организациям высшего образования и регулярного подтверждения присвоенной категории ротация и дополнительный конкурсный отбор образовательных организаций высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет».

В 2019 году будет сформирован перечень, включающий не менее 80 образовательных организаций высшего образования не менее чем из 40 субъектов Российской Федерации, обеспечивающих подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе в целях предоставления государственной поддержки. Проектом предусмотрено достижение к 2024 году каждой образовательной организацией высшего образования, обеспечивающей подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, достижение 7 показателей, свидетельствующих о переходе к реализации адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ высшего образования, которые обеспечивают получение студентами профессиональных компетенций, отвечающих актуальным требования рынка труда, в том числе в области цифровой экономики, предпринимательства, командной и проектной работы, здоровьесбережения.

К 2019 году будет обеспечена возможность формирования индивидуальных портфолио обучающихся, в 2020 – доступ по принципу «одного окна» для всех категорий граждан к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями и образовательными платформами. К 2024 году не менее 20% обучающихся будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов, с использованием ресурсов иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе университетов, обеспечивающих соответствие качества подготовки обучающихся мировому уровню.

Проект предусматривает участие не менее 15% научно-педагогических работников вузов, входящих в топ-500 международных рейтингов, в реализации образовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в том числе посредством онлайн-курсов. Это обеспечит повышение качества преподавания и подготовку кадров как для базовых отраслей экономики и социальной сферы, так и для высокотехнологичных отраслей.

К 2022 г. планируется внедрение системы мониторинга трудоустройства выпускников, учитывающей удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников в разрезе вузов и реализуемых ими образовательных программ, а также соответствие направлений подготовки региональным рынкам труда и отраслевой структуре экономики, с учетом сектора самозанятости. Результаты мониторинга трудоустройства будут использоваться при определении и распределении контрольных цифр приема и формировании государственного задания по программам высшего образования.

Реализация федерального проекта носит межведомственный и системный характер, ведет к достижению целевых показателей национального проекта «Образование», а также других национальных проектов.

 

7. Федеральный проект «Новые возможности для каждого»

Федеральный проект «Новые возможности для каждого» направлен на формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими. Мероприятия федерального проекта ориентированы на формирование у населения культуры непрерывного профессионального роста.

Федеральным проектом предусмотрено внедрение интеграционной платформы непрерывного образования (профессиональное обучение, дополнительное образование) и набора сервисов, обеспечивающих навигацию и поддержку граждан при выборе образовательных программ и образовательных организаций.

В 2019 году будет внедрена и в дальнейшем ежегодно реализована система грантовой поддержки образовательных организаций высшего образования с целью формирования и внедрения современных программ непрерывного образования (дополнительных образовательных программ и программ профессионального обучения), обеспечивающих личностный рост, расширение и обновление профессиональных знаний граждан и приобретения ими новых профессиональных навыков в соответствии с быстро меняющимися технологиями и условиями.

Проектом предусмотрена подготовка научно-педагогических работников и сотрудников организаций-работодателей к реализации современных образовательных программ непрерывного образования, в том числе на иностранном языке, в 2019 – 2020 гг. будет обеспечено повышение квалификации не менее 30 тыс. человек.

Мероприятия федерального проекта будут обеспечивать включение не менее 20% научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования в реализацию программ непрерывного образования.

К 2024 году обучение в образовательных организациях высшего образования по программам непрерывного образования ежегодно будет проходить не менее 3 млн. граждан. Это будет достигнуто всем комплексом мероприятий федерального проекта, а также ежегодной информационной кампанией по популяризации непрерывного образования.

Федеральный проект предусматривает мероприятия, которые связаны с мероприятиями других федеральных проектов национального проекта «Образование», с мероприятиями национальных проектов «Наука», «Здравоохранение», «Цифровая экономика Российской Федерации», а также других проектов и программ, направленных на обновление гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков.

 

8. Федеральный проект «Социальная активность»

Федеральный проект «Социальная активность» направлен на создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).

Целями федерального проекта являются развитие добровольчества путем расширения возможностей для самореализации граждан, повышения роли добровольчества в общественном развитии, формирования и распространения добровольческих инновационных практик социальной деятельности. Основными задачами федерального проекта являются: создание условий, обеспечивающих востребованность участия добровольческих организаций и добровольцев в жизни российского общества, в решении социальных задач, поддержка деятельности существующих и создание условий для возникновения новых добровольческих организаций, содействие повышению их потенциала; развитие инфраструктуры, методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки добровольческой деятельности.

В рамках проекта будет сформирована сеть центров (сообществ, объединений) поддержки добровольчества (волонтерства) на базе образовательных организаций, НКО, государственных и муниципальных учреждений по приоритетным направлениям добровольчества. К 2024 году не менее 1 100 тыс. человек используют единую информационную систему в сфере развития добровольчества, представляющую собой систему эффективного поиска информации, взаимодействия, коммуникации и обучения добровольцев, комплексного учета волонтерского опыта и компетенций, объединения запросов и предложений волонтерской помощи в одном месте, способствующую комплексному решению задач по созданию условий для развития добровольчества.

Будут разработаны образовательные программы и осуществлена подготовка (переподготовка) не менее 25000 специалистов по работе в сфере добровольчества и технологий работы с волонтерами на базе центров поддержки добровольчества (волонтерства), НКО, образовательных организаций и иных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере добровольчества.

Будет организован ежегодный конкурсный отбор на поддержку в форме субсидий (грантов) лучших практик в сфере добровольчества (волонтерства), реализуемых в субъектах Российской Федерации.

В 85 субъектах Российской Федерации будет создана и внедрена система социальной поддержки граждан, систематически участвующих в добровольческих (волонтерских) проектах, в том числе обеспечены персонализированный учет волонтеров, организаций, развивающих волонтерскую деятельность, повышение уровня мобильности в целях участия в волонтерских мероприятиях и обучающих стажировках, проводимых в субъектах Российской Федерации, учреждены награды и звания, стипендиальная, поддержка (для обучающихся), нематериальная поддержка граждан, участвующих в добровольческой деятельности

В целях популяризации добровольчества (волонтерства) будет проведена информационная и рекламная кампания, в том числе рекламные ролики на ТВ и в сети «Интернет», охват аудитории теле- и радиорекламы будет составлять не менее 10 млн. человек ежегодно, а также в сети «Интернет» и социальных сетях будет обеспечено размещение не менее 1000 информационных материалов в год.

По итогам Федерального проекта «Социальная активность» будет создана площадка для взаимодействия студенческих клубов, организаций и объединений, деятельность которых направлена на развитие студенческого движения в Российской Федерации, что позволит сформировать систему по вовлечению обучающихся в мероприятия по развитию личностных компетенций, профессиональному самоопределению и самореализации, а также выявлению, поддержке, масштабированию и развитию успешных студенческих проектов. В рамках Федерального проекта «Социальная активность» будут на системной основе проводиться образовательные программы для творческой молодежи страны, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей в том числе через знакомство с историческими и национально-культурными традициями России, образами современных течений в творческой индустрии. Такие мероприятия будут способствовать личностному развитию, профессиональному и личностному самоопределению, что положительно скажется на социальном благополучии молодежи страны.

 

9. Федеральный проект «Экспорт образования»

Федеральный проект «Экспорт образования» направлен, с одной стороны, на решение новых задач, поставленных Президентом Российской Федерации, с другой – обеспечивает преемственность с успешно реализуемыми в течение последних двух лет в системе высшего образования приоритетными проектами: «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

Проект будет решать задачу по увеличению не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и научных организациях, а также по трудоустройству лучших из них в Российской Федерации. Для этого будут реализованы мероприятия по формированию механизма государственной поддержки экспорта российского образования через систему летних и зимних школ, филиалов и представительств российских организаций, находящихся за рубежом, для привлечения иностранных граждан (не менее 15 тыс. иностранных граждан ежегодно будут участвовать в работе школ), а также проведение международных и российских олимпиад, по итогам которых иностранные граждане могут быть зачислены на обучение в российские образовательные организации высшего образования в рамках квоты Правительства Российской Федерации.

Проектом предусмотрено в 2019 году формирование организационно-экономической модели создания и функционирования современных многофункциональных студенческих городков, ориентированных на создание комфортных условия быта и проживания, обеспечение возможности проведения учебных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся, проведения культурно-массовых, досуговых мероприятий и занятий спортом. Организационно-экономическая модель будет ориентирована на формирование механизмов привлечения внебюджетного финансирования, в том числе государственно-частного партнерства при создании студенческих городков, на создание социально и экономически сбалансированных городских объектов, на прогнозирование и оценку последствий создания и функционирования студенческих городков, на обновление нормативной правовой базы.

Проектом предусмотрено проектирование, строительство и реконструкция студенческих городков для иностранных и иногородних обучающихся и научно-педагогических работников. К 2024 году будет создано 77,6 тысяч новых мест в студенческих городках.

В 2019 году будет создана программа поддержки и развития экспорта образования по референтным группам стран-партнеров и территориально-отраслевым сегментам мирового рынка с целью эффективного обеспечения высококвалифицированными кадрами экспортно-ориентированных секторов российской экономики, комплекс мер по совершенствованию правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан в целях обучения в российских образовательных организациях и трудоустройства в Российской Федерации, а также разработан комплексный план привлечения иностранных граждан для обучения в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, с целью их последующего трудоустройства в российских и транснациональных компаниях за рубежом.

В 2019 году все университеты будут иметь регулярно обновляемые версии официального сайта в сети «Интернет» на иностранных языках, ориентированные на запросы иностранных абитуриентов и студентов, ежегодно будет проводиться информационная кампания по привлечению иностранных граждан к обучению в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования.

К 2024 году будет создано не менее 50 ресурсных центров для детей и педагогов, обеспечивающих популяризацию изучения общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика, астрономия и другие) на углубленном уровне (на русском языке) в странах-партнерах, в том числе с использованием сети Россотрудничества, российских центров науки и культуры, офисов транснациональных и российских компаний за рубежом.

Планируется к 2021 году разработать не менее 10 специализированных сайтов в сети «Интернет» для привлечения на обучение иностранных граждан, ориентированных на конкретную страновую аудиторию и учитывающих ее специфику, а также расширить систему международных олимпиад и конкурсов для иностранных граждан, что позволит отобрать для обучения в университетах не менее 20% иностранных граждан от общего числа иностранных граждан, принятых в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, на первый курс для обучения в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования, по востребованным (дефицитным) направлениям подготовки, а в дальнейшем трудоустроить по востребованным (дефицитным) направлениям подготовки не менее 5% выпускников из числа иностранных граждан.

Планируется создание условий для повышения уровня владения иностранными языками преподавателей, которые будут осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам на иностранном языке (не менее 5% преподавателей). Это также будет способствовать привлечению иностранных граждан для обучения в российских образовательных и научных организациях.

Проект предусматривает расширение количества университетов и образовательных программ, прошедших международную аккредитацию (к 2024 г. не менее 60 университетов реализуют не менее чем по 5 аккредитованных образовательных программ).

 

10. Федеральный проект «Социальные лифты для каждого»

Федеральный проект «Социальные лифты для каждого» направлен на создание условий гражданам для непрерывного личностного развития, предоставления возможностей профессионального и карьерного роста.

Целями федерального проекта являются формирование к 2024 году на территории Российской Федерации системы проведения профессиональных конкурсов, направленных на выявление, развитие и поддержку целеустремленных граждан, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств, управленческих компетенций, мотивации к саморазвитию и стремлению к внесению личного вклада в социально-экономическое благополучие страны.

Основными задачами федерального проекта являются: создание условий, обеспечивающих формирование среди граждан интереса участия в профессиональных конкурсах; проведение комплексной многоступенчатой оценки участников профессиональных конкурсов, основанной на использовании взаимодополняющих методов, позволяющих оценить реальные качества и компетенции; формирование коммуникационной площадки для обмена опытом между участниками профессиональных конкурсов, содействия их дальнейшему развитию и распространению лучших практик; поддержка деятельности профессиональных сообществ; развитие проектно-методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки участников и победителей профессиональных конкурсов.

В 2019 – 2024 гг. в рамках федерального проекта планируется реализовать комплекс мероприятий, направленный на создание нормативно-правовых, финансово-экономических, организационно-управленческих, информационно-аналитических, кадровых и научных условий для реализации потенциала граждан Российской Федерации в социально-экономической сфере, внедрения технологии «социального лифта» и проведения профессиональных конкурсов по следующим направлениям:

- реализация предпринимательского потенциала граждан, в том числе с целью увеличения количества молодых людей, вовлеченных в предпринимательскую деятельность;

- развитие профориентационной работы, в том числе среди молодежи с целью построения эффективной траектории профессионального развития;

- развитие трудовой и проектной активности молодежи путем совмещения учебной и трудовой деятельности, а также всестороннего развития;

- развитие конкурсов, направленных на развитие созидательной деятельности молодежи;

- развитие и поддержка молодых ученых, а также повышение качества подготовки молодых специалистов и их квалификации;

- вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта, а также создание положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ;

- развития молодежного парламентаризма, повышение политической грамотности молодежи, а также увеличение числа граждан в возрасте до 30 лет участвующих в выборах всех уровней;

- создание условий для непрерывного личностного развития, профессионального и карьерного роста, а также самореализации граждан, в том числе молодежи во всех субъектах Российской Федерации, включая организацию доступа к образовательным и просветительским курсам и мероприятиям в режиме удаленного доступа;

- развитие института наставничества в образовательных и других организациях, а также на предприятиях и в органах государственной власти;

- развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности;

- вовлечение граждан, в том числе молодежи, в социальную практику и формирование системы поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

- формирование активной гражданской позиции и совершенствование системы поощрения и мотивации талантливой молодежи;

- развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих и трудовых коллективах, а также по месту жительства;

- содействие в реализации потенциала соотечественников, проживающих за рубежом и изъявивших желание участвовать в социально-экономическом развитии Российской Федерации, процессе развития Евразийского экономического союза, укрепления общего гуманитарного пространства Содружества Независимых Государств, а также развитие международного сотрудничества и поддержки молодежи российской диаспоры;

- содействие в участии российской молодежи и молодежных объединений в работе международных структур, а также в работе всероссийских, межрегиональных и международных конкурсах, форумах, конференциях, семинарах и фестивалей;

- развитие гуманитарного и правового просвещения граждан, в том числе молодежи, а также повышение уровня финансовой грамотности;

- популяризация людей, достигших выдающихся успехов в своей профессиональной деятельности, а также разработка и внедрение просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики;

- вовлечение молодежи в творческую деятельность, поддержка молодых деятелей искусства, а также талантливой молодежи, занимающейся современными видами творчества и не имеющей специального образования;

- создание в Российской Федерации системы информирования граждан, в том числе молодежи, о возможностях создаваемых в рамках профессиональных конкурсах и программах поддержки открытия собственного бизнеса с целью вовлечения граждан в качестве участников профессиональных конкурсов.

Участниками профессиональных конкурсов станут школьники, студенты, обучающиеся образовательных организаций, молодые специалисты, молодые ученые, молодые предприниматели и молодежь России, а также другие категории граждан, заинтересованные в реализации собственного потенциала и создании индивидуальной траектории профессионального и личностного развития.

В рамках федерального проекта будет разработан проектно-методический аппарат поддержки организации и проведения конкурсов, внедрена автоматизированная система управления проектной деятельностью конкурсов, разработана концепция стратегической платформы «Россия – страна возможностей», определены механизмы финансового обеспечения реализации конкурсов, разработана система поиска, поддержки и продвижения талантливых граждан, сформирована программа информационной поддержки достижений участников конкурсов, а также система поддержки и развития конкурсов, направленных на выявление, развитие и поддержку целеустремленных граждан, обладающих высоким уровнем развития лидерских качеств, управленческих компетенций, мотивации к саморазвитию и стремлением к внесению личного вклада в социально-экономическое благополучие страны.

Ключевыми показателями федерального проекта являются число граждан, охваченных системой профессиональных конкурсов и количество самих профессиональных конкурсов.

Создание в 2019 году онлайн-платформы позволит создать и обеспечить функционирование системы профессиональных конкурсов и реализовать механизм поиска, поддержки и продвижения граждан Российской Федерации с учетом индивидуальной траектории личного и профессионального развития. Использование информационной системы позволит обеспечить эффективную межведомственную координацию, мониторинг и контроль достижения ключевых показателей федерального проекта.

Реализация федерального проекта позволит обеспечить проведение в 2019 году 12 конкурсов с охватом не менее 300 тыс. граждан и достичь к 2024 году охвата не менее чем 1,7 млн граждан России системой конкурсов с общим количеством конкурсов не менее 35. Достижение ключевых показателей федерального проекта позволит создать базовые условия для полноценной самореализации граждан России в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни страны.

Проект будет реализован в рамках государственных программ Российской Федерации «Развитие образования» и «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», других государственных программ Российской Федерации, включая отраслевые государственные программы субъектов Российской Федерации. В проекте отсутствуют мероприятия, совпадающие по содержанию, срокам реализации, форме поддержки, виду расходом и составу исполнителей с мероприятиями, предусмотренными другими государственными программами Российской Федерации.

В состав национального проекта интегрированы следующие приоритетные проекты и ведомственные проекты: приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников», приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», приоритетный проект «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий», приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», отдельные мероприятия приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций», отдельные мероприятия приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», ведомственный проект «Создание в общеобразовательных организациях Российской Федерации, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом», ведомственный проект «Олимпиадное движение школьников».

В соответствии с функциональной структурой проектной деятельности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации», по решению куратора национального проекта «Образование» обеспечено формирование экспертного совета и общественно-делового совета для осуществления экспертной оценки и общественного обсуждения хода реализации входящих в его состав федеральных проектов.

Вклад национального проекта «Образование» в достижение национальных целей развития. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 установлены девять национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, каждая из которых может быть достигнута только при условии скоординированной деятельности Федерации и ее субъектов.

Особая роль здесь отведена образованию как системообразующей сфере для развития экономики и общества через работу с важнейшим ресурсом развития – человеческим капиталом. Именно инвестиции в человеческий капитал могут обеспечить темпы экономического роста выше мировых, повышение продолжительности активной трудовой жизни граждан, условия для их успешной самореализации, повышение доли инноваций в технологическом секторе экономике и другие необходимые условия для укрепления позиций Российской Федерации в мировой системе разделения труда.

Образование в ближайшей перспективе должно рассматриваться не как затратная, наряду с другими социальными отраслями, а как инвестиционная сфера, определяющая темпы экономического роста.

Так, достижение цели «Обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации» будет осуществляться, в первую очередь, за счет повышения качества и доступности образования для всех граждан, независимо от места их проживания (в том числе через сетевые формы и онлайн-образование), обеспечения равных возможностей с самых первых шагов жизни, стимулирования социальной и территориальной мобильности новых поколений. Укрепление и развитие инфраструктуры образования, в том числе в сельской местности, для всех категорий, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечит повышение доступности качественных условий образования для всех граждан, будет способствовать повышению их благосостояния.

Достижению цели «Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет)» будут способствовать мероприятия национального проекта по формированию здоровьесберегающей среды и внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях.

Кроме того, в рамках федерального проекта «Социальная активность» в направлениях работы с молодежью и работающим населением по непрерывному обновлению работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретению новых профессиональных навыков, развитию добровольческой и волонтерской деятельности население будет вовлекаться в позитивные социальные активности, включая практики активного долголетия.

Достижению цели «Обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции» и «снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации» будут способствовать мероприятия по обновлению общего, среднего профессионального и высшего образования, расширению возможностей дополнительного образования, расширению системы мероприятий по профессиональной ориентации и самоопределению. Такая система позволит гражданам, желающим повысить уровень своего дохода, получить необходимые для этого навыки и компетенции, освоить новые квалификации.

Достижению целей «Ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа» будет способствовать система мер работы с талантливыми детьми и молодежью на всех уровнях образования и в каждом субъекте Российской Федерации, а также расширение доступности дополнительного образования детей, где каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал. Предусмотренное национальным проектом обновление образовательных программ обеспечит включение в образовательный процесс элементов, направленных на освоение предметов естественнонаучного цикла, начиная с 5 класса, развитие творческого мышления, навыков кооперации. Развитие сетевых форм обеспечит равный доступ для всех школьников к обучающим материалам лучших учителей, современным образовательным программам.

Особое внимание будет уделено масштабированию лучших практик по развитию навыков цифровой экономики (программирование, использование актуальных цифровых технологий в процессе обучения и саморазвития и т.п.) через образовательные программы всех уровней, в том числе программы дополнительного образования детей и взрослых.

Все перечисленные мероприятия обеспечат повышение уровня подготовленности выпускников школ к получению профессионального образования, обновленная инфраструктура которого, в свою очередь, позволит уже на этапе обучения продуцировать элементы технологических инноваций. Одновременно с этим будет формироваться новое качество организационно-управленческой деятельности в образовательных организациях. Запланирована разработка целевой модели цифровой образовательной среды, которая будет включать требования к федеральной информационно-сервисной платформе; набор типовых информационных решений.

Достижение целей «Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов» и «Создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами» будет осуществляться за счет реализации мероприятий национального проекта, направленных на развитие профессионального образования (среднее профессиональное и высшее образование). Увеличение числа высококвалифицированных выпускников образовательных организаций будет обеспечиваться за счет обновления содержания образовательных программ, подготовки педагогических кадров нового качества и вовлечение в образовательную деятельность профессионалов-практиков, расширения практик наставничества с включением представителей реального сектора экономики и участия предприятий в профессиональном образовании и профессиональной ориентации школьников, в том числе через механизмы вовлечения работодателей в развитие образовательных организаций. Одновременно будет обеспечено повышение привлекательности российского образования на международном образовательном рынке.

 

Источник: журнал «Управление образовательной организацией» N 12/2020.

 

 

[1] Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 N 1242 (ред. от 16.04.2020) «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации».

[2] Утверждено президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 14.10.2019 N 12).

[3] Утверждено Аппаратом Правительства РФ 12.03.2018 N 1937п-П6.

 

Другие статьи по теме
Категория: Управление образовательной организацией | Добавил: zdrav1 (29.12.2020)
Просмотров: 27