Какая информация о системе образования подлежит мониторингу в обязательном порядке

Эффективного управления без хорошо налаженной обратной связи не бывает. Это аксиома менеджмента. Одним из каналов такой связи в сфере образования является мониторинг системы образования (далее – мониторинг), осуществляемый в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики РФ в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании. Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации (далее – сбор, обработка и анализ информации).

Правила осуществления мониторинга утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 (ред. от 25.05.2019). Организация мониторинга осуществляется в пределах своей компетенции Минпросвещения России, Минобрнауки России, Рособрнадзором, иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования. Другими словами, мониторинг осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Показатели мониторинга и методика их расчета определяются в соответствии с перечнем обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, утвержденным вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Детализированный перечень показателей мониторинга системы образования утвержден приказом Минобрнауки России от 22.09.2017 N 955 (ред. от 18.12.2019). Методика их расчета утверждена приказом Минобрнауки России от 11.06.2014 N 657 (ред. от 18.12.2019). Оба документа достаточно объемны (> 50 стр.), поэтому опубликовать их на страницах нашего журнала не представляется возможным. Их можно скачать с сайта редакции http://управление-образовательной-организацией.рф/

Сбор, обработку и анализ информации при проведении мониторинга в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства об образовании в РФ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, включает в себя (без детализации):

I. Общее образование

 

Сведения о развитии дошкольного образования:

- уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование;

- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования;

- кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников;

- материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций;

- условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

- состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования;

- изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

- финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций;

- создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях.

 

Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования:

- уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование;

- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;

- кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;

- материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;

- условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

- результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;

- состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;

- изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

- финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ;

- создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях.

 

II. Профессиональное образование

 

Сведения о развитии среднего профессионального образования:

- уровень доступности среднего профессионального образования и численность населения, получающего среднее профессиональное образование;

- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам среднего профессионального образования;

- кадровое обеспечение профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в части реализации образовательных программ среднего профессионального образования, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;

- материально-техническое и информационное обеспечение профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования;

- условия получения среднего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

- учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы среднего профессионального образования;

- изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

- финансово-экономическая деятельность профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в части обеспечения реализации образовательных программ среднего профессионального образования;

- структура профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (в том числе характеристика филиалов);

- создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ среднего профессионального образования.

 

Сведения о развитии высшего образования:

- уровень доступности высшего образования и численность населения, получающего высшее образование;

- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам высшего образования;

- кадровое обеспечение образовательных организаций высшего образования и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ высшего образования, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников;

- материально-техническое и информационное обеспечение образовательных организаций высшего образования и иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ высшего образования;

- условия получения высшего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

- учебные и внеучебные достижения обучающихся лиц и профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы высшего образования;

- финансово-экономическая деятельность образовательных организаций высшего образования в части обеспечения реализации образовательных программ высшего образования;

- структура образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы высшего образования (в том числе характеристика филиалов);

- научная и творческая деятельность образовательных организаций высшего образования, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, связанная с реализацией образовательных программ высшего образования;

- создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации образовательных программ высшего образования.

 

III. Дополнительное образование

 

Сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых:

- численность населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам;

- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам;

- кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;

- материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;

- изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

- финансово-экономическая деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ;

- структура организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе характеристика филиалов);

- создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ;

- учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам дополнительного образования детей.

 

Сведения о развитии дополнительного профессионального образования:

- численность населения, обучающегося по дополнительным профессиональным программам;

- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дополнительным профессиональным программам;

- кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных профессиональных программ;

- материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных профессиональных программ;

- изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

- условия освоения дополнительных профессиональных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

- научная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, связанная с реализацией дополнительных профессиональных программ;

- создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных профессиональных программ;

- профессиональные достижения выпускников организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования.

 

IV. Профессиональное обучение

 

Сведения о развитии профессионального обучения:

- численность населения, обучающегося по программам профессионального обучения;

- содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по основным программам профессионального обучения;

- кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных программ профессионального обучения;

- материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных программ профессионального обучения;

- условия профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

- трудоустройство (изменение условий профессиональной деятельности) выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

- изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность);

- финансово-экономическая деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения реализации основных программ профессионального обучения;

- сведения о представителях работодателей, участвующих в учебном процессе.

 

V. Дополнительная информация о системе образования

 

Сведения об интеграции образования и науки, а также образования и сферы труда:

- интеграция образования и науки;

- участие организаций различных отраслей экономики в обеспечении и осуществлении образовательной деятельности.

 

Сведения об интеграции российского образования с мировым образовательным пространством:

- численность иностранных обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам;

- численность иностранных педагогических и научных работников;

- информация об иностранных и (или) международных организациях, с которыми российскими образовательными организациями заключены договоры по вопросам образования и науки.

 

 Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования:

- оценка деятельности системы образования гражданами;

- результаты национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результаты участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях;

- развитие механизмов государственно-частного управления в системе образования;

- развитие региональных систем оценки качества образования.

 

Сведения о создании условий социализации и самореализации молодежи (в том числе лиц, обучающихся по уровням и видам образования):

- социально-демографические характеристики и социальная интеграция;

- ценностные ориентации молодежи и ее участие в общественных достижениях;

- образование и занятость молодежи;

- деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по созданию условий социализации и самореализации молодежи.

 

Источник: журнал «Управление образовательной организацией» N 2/2020.

 

Другие статьи по теме
Категория: Управление образовательной организацией | Добавил: zdrav1 (24.02.2020)
Просмотров: 35