Как повысить эффективность работы руководителя образовательной организации

Материальной основой нашего сознания является мозг, поэтому использование когнитивной психологии[1] в практике управления – реальная возможность разработки более эффективных стратегий достижения успеха, в частности на работе. Если Вы руководитель, то представленная в настоящей статье информация научит вас более корректно делегировать ответственность и успешно следить одновременно за несколькими делами. Научиться жить, «не забывая о мозге», – верный способ развить свои интеллектуальные способности и улучшить профессиональную жизнь. Чем лучше Вы сумеете «подружиться» со своим мозгом, тем эффективнее сможете трудиться и получать больше удовлетворения от жизни и трудовой деятельности в частности.

Представленный Вашему вниманию материал поможет Вам лучше работать, научит сосредоточенности и продуктивности, позволит сохранить хладнокровие в напряженной обстановке и повысить эффективность делегирования. Мало того, с ее помощью Вы сможете научиться самому трудному – влиять на людей. Вы научитесь сосредотачиваться лучше и трудиться продуктивнее, потому что поймете, как работает Ваш собственный мозг. Только познав мозг, можно его изменить. Руководители, получившие подробную информацию о работе мозга, начинают трудиться намного эффективнее. А результативная, приносящая удовлетворение работа делает человека счастливее.

 

Проблемы и решения

Все больше людей в современном мире получают деньги за то, что думают, а не за то, что просто выполняют рутинную работу. Но человек – а вернее, его мозг устроен так, что не может долгое время постоянно принимать сложные решения и решать новые задачи. Существуют чисто физиологические ограничения. Понять, в чем они состоят, – один из лучших способов повысить эффективность мыслительной деятельности.

Принимая решения и размышляя над проблемами, человек задействует участок головного мозга, известный как префронтальная кора. Вообще, кора представляет собой наружный слой головного мозга, то самое изрытое извилинами серое вещество, которое мы видим на картинках. Этот слой толщиной около 2,5 мм покрывает мозг подобно одеялу. Префронтальный отдел коры, расположенный позади лобной кости, достаточно невелик. Этот отдел, появившийся у человека в процессе эволюции последним, составляет 4–5 % от полного объема мозга.

Префронтальная кора – биологический инструмент нашего сознательного взаимодействия с окружающим миром. Это часть вашего мозга, ответственная за обдумывание, – в противовес «автопилоту», под управлением которого Вы действуете в повседневной жизни. Создание наилучших условий для префронтальной коры – именно то, чему нужно научиться, чтобы справиться с потоком информации и проявить себя эффективным руководителем.

Префронтальная кора отвечает за наше сознание и осознанные мыслительные действия, включая принятие управленческих решений. Мы можем представить в сознании результат нашего мышления (что мы придумали или какое решение нами принято), однако сам процесс принятия решения человеком не осознается. Это очень важный момент и на него следует обратить особое внимание, – мыслительные (когнитивные) процессы человеком не осознаются. В его сознании возникают только результаты мышления. Поскольку человек не осознает процесс принятия решений, ему трудно понять подлинные причины своих суждений, принятых решений и поведения. Основная часть из них лежит в сфере подсознательного. Однако у людей почти всегда находятся объяснения своего поведения и убеждений. Иногда они соответствуют действительности, но чаще всего нет. Рациональные объяснения упускают из виду установки на инстинктивном бессознательном уровне, активно влияющие на мышление, эмоции и поведение человека, но не осознаваемые им.

Многие психологи давно заметили ограниченную пропускную способность человеческого сознания при обработке информации. В каждый отдельный момент мы склонны сознательно воспринимать только один объект, например одну идею или намерение. Мы знаем, что не можем делать эффективно два дела одновременно, например, вести напряженный деловой разговор по телефону и готовить доклад на другую тему. Если одна задача не требует большого участия сознания, мы можем выполнять два действия одновременно, быстро переключая внимание между этими двумя задачами. Количество одновременно удерживаемых и повторяемых в рабочей памяти объектов также ограниченно – обычно мы удерживаем максимально от 7 ± 2 слов или чисел в кратковременной памяти, но это число уменьшается до 3 или 4, когда мы не можем повторять информацию. Намеренные (управляемые) действия также могут выполняться только последовательно, по одному, тогда как автоматические процессы могут выполняться одновременно. В тщательно изученных ситуациях двойной задачи сознательно управляемые задачи мешают друг другу, вызывая ошибки и задержку. Но когда одна или обе задачи становятся автоматизированными в результате практики, взаимные помехи снижаются или же полностью исчезают.

 

Сознание как сцена театра

Для лучшего понимания психических процессов часто используют метафоры. Под метафорой в настоящей статье мы будем понимать использование слов в переносном значении на основании условного сходства с рассматриваемым предметом (процессом). Иначе говоря, метафора – это сравнение, но сравнение условное, сравнение чего-либо сложного с чем-то нам знакомым, понятным, наглядным. Целью использования метафор в науке и образовании – донести до сознания человека сложные идеи на основе уже знакомых ему вещей и привычных ментальных схем обработки информации. Метафоры используются при мысленных экспериментах и обучении. Трудно объяснить теорию относительности без использования метафор и упрощенных моделей в виде движущих поездов со скоростью света, а гравитацию представить как искривление пространства и времени без  помощи еще одного мысленного эксперимента – двухмерной поверхности сетки батута, на которую мы закатываем шар для боулинга, а затем туда же вкатываем бильярдные шары. Эти шары покатятся в направлении шара для боулинга не потому, что он обладает каким-то магическим притяжением, а потому, что так изогнулась сетка батута. Метафоры мы будем использовать как упрощенные модели сложных психических процессов. Со школы мы представляем атом как ядро с протонами и нейронами с вращающимися вокруг него электронами, хотя с точки зрения современной физики это достаточно упрощенная модель.

Существует древняя метафора, описывающая сознание как нечто, направляющее свет на интересующие нас предметы, чтобы прояснить их понимание. Это метафора сочетает в одном образе избирательную функцию сознания и поток сознательной информации из области памяти, восприятия, воображения, мышления и действий.

Однако что происходит в этом темном пространстве, не освещаемом прожектором внимания? Ответить на него пытается метафора театра.

Попробуйте думать о префронтальной коре, которое определяет наше сознание, как о сцене небольшого театра, где актеры играют свои роли. Актеры в данном случае – это та информация, которая в настоящий момент удерживает ваше внимание. Иногда они появляются на сцене так, как положено настоящим актерам, – из-за кулис. Это бывает тогда, когда ваше внимание привлекает информация из внешнего мира.

Однако эта сцена не во всем похожа на сцену обычного театра. Иногда актерами становятся люди из публики; они просто выходят на сцену и начинают играть. Публика – это информация из вашего внутреннего мира: ваши собственные мысли, воспоминания, образы. Ваше внимание в любой конкретный момент сосредоточено на сцене, но она может содержать информацию из разных источников: из внешнего мира, из вашего внутреннего мира, а также любую их комбинацию.

Актеры попадают на сцену вашего внимания под прожектор нашего сознания, и Вы можете делать с ними множество интересных вещей. Чтобы понять некую новую идею, Вы выводите на сцену новых актеров и удерживаете их там достаточно долго, чтобы увидеть, как они связаны со зрителями в зале – т.е. с информацией, которая уже имеется у вас в мозге. Чтобы принять решение, Вы удерживаете актеров на сцене и сравниваете их друг с другом, производя оценку[2].

Чтобы вспомнить информацию, т.е. восстановить в сознании воспоминания о прошлом, Вы выводите на сцену человека из публики. Если воспоминание старое, то может оказаться, что человек этот находится в задних рядах, в самом темном уголке зала. Тогда потребуется немало времени и сил, чтобы его найти, и по пути вас может что-нибудь отвлечь. Так, руководитель может попытаться вспомнить что-то из того, что ему преподавали на курсах усовершенствования, но эта информация спрятана где-то в самой глубине аудитории театра, и чтобы ее найти (вспомнить), требуется много сил и времени.

Иногда бывает важно не обращать слишком много внимания на конкретного актера (напомним, что под метафорой актера мы подразумеваем мысли и информацию), а порой попросту не пускать его на сцену. Представьте, к примеру, что в середине дня Вы заняты срочной работой и пытаетесь сосредоточиться, а на ум Вам приходят мысли исключительно о домашних делах, и каждый раз Вы из-за этого отвлекаетесь. Процесс торможения, удержания определенных актеров в стороне от сцены требует серьезных когнитивных усилий.

Головной мозг потребляет больше энергии, чем все остальные органы человеческого тела. Он составляет от общей массы тела только 2%, но потребляет около 20% всей энергии. При осознанной мыслительной деятельности метаболические ресурсы расходуются намного быстрее, чем при выполнении автоматических мозговых функций[3], таких как поддержание сердечного ритма или дыхания. В общем, сцене для функционирования требуется немало энергии – как если бы все осветительные приборы располагались далеко за сценой и нужно было включать множество ярких ламп, чтобы актеров было хотя бы видно. Еще хуже то, что запасы энергии для освещения сцены ограничены и уменьшаются по мере использования, примерно как электричество в аккумуляторах, которые постоянно надо подзаряжать.

Первое свидетельство таких ограничений было получено еще в 1898 г. Дж. Уэлш поставила эксперимент, в котором измерялась способность человека выполнять физическую работу и одновременно думать. В ходе эксперимента испытуемые начинали выполнять какую-то мыслительную задачу, а затем получали команду показать максимальное физическое усилие на динамометре – машине для измерения силы. Эксперимент показал, что практически любое мыслительное задание уменьшает максимальное возможное усилие, нередко вдвое.

Если на Вашей сцене выполняются энергозатратные задачи, такие как планирование деловых встреч, то запас энергии может истощиться уже через час. А вот водитель грузовика способен ехать день и ночь, его возможности ограничены лишь потребностью организма во сне. Дело в том, что при управлении грузовиком префронтальная кора задействуется мало (разве что если Вы новичок, или машина у вас новая, или на незнакомой дороге). При вождении автомобиля работает другая часть мозга – подкорковые, или базальные, ядра. Базальные ядра – это отдел мозга, который управляет рутинными действиям, не требующими особого осознанного внимания. С эволюционной точки зрения базальные ядра – достаточно древняя часть мозга. Они энергетически эффективны и имеют меньше ограничений, чем префронтальная кора. Стоит вам повторить одно и то же действие хотя бы несколько раз, и базальные ядра начинают перехватывать управление. Как и многие другие зоны мозга, они работают без привлечения сознания.

Префронтальная кора потребляет метаболическое топливо – глюкозу и кислород – быстрее, чем представляется большинству людей. Объем ресурсов на такие действия, как принятие решений и сдерживание порывов, у нас ограничен, и когда мы его используем, на другие действия может не хватить. Стоит принять одно трудное решение, как следующее станет еще более трудным.

Наша способность управлять механизмами сцены реально ограничена, потому что этот процесс требует много топлива. При работе сцены расходуется много энергии, и ее запасы быстро убывают. Этим можно объяснить множество привычных явлений – к примеру, почему так трудно сохранять сосредоточенность и так легко отвлечься, когда ты устал или голоден. Если Вы, досидев до двух часов ночи, уже не в состоянии думать, то это не Вы – это Ваш мозг. Период, когда Вы способны думать с максимальной эффективностью, ограничен во времени. И желания «постараться» здесь мало.

Но почему функционирование мысленной сцены требует так много энергии? Некоторые ученые считают, что префронтальная кора потому так жадна на энергию, что по эволюционным меркам очень молода. Мало того, она и сейчас не слишком-то отвечает современным информационным требованиям и должна эволюционировать дальше. Но есть и другая точка зрения. Если разобраться в мозговых процессах, задействованных, к примеру, в принятии решений, то можно поразиться собственным возможностям. Наверное, стоит уважать свои ограничения, а не бороться с ними.

Мозг воспринимает большой объем информации, но уже через 20–30 секунд значительной ее части там уже нет (это кратковременную память). На мгновение на сцену как будто выбегают сразу несколько сотен новых актеров, но через несколько секунд почти все они вновь исчезают.

Краткий вывод из всего написанного, – КОГНИТИВНЫЕ РЕСУРСЫ (ВОЗМОЖНОСТИ) ЧЕЛОВЕКА ОГРАНИЧЕНЫ, это нужно учитывать при планировании своей трудовой деятельности. Необходимо обдумать, как наиболее эффективно использовать эти ресурсы. На все дела их просто не хватит. Экономьте их путем определения приоритетов! Как бы Вы ни старались, невозможно целый день сидеть и принимать блестящие решения – хотя тот же водитель грузовика вполне может целый день находиться за рулем и управлять своей машиной.

Отдайте предпочтение расстановке приоритетов, но не забывайте, что расстановка приоритетов – один из самых энергозатратных процессов в мозге человека. Если Вы предпочтете сначала заняться чем-то другим, то после нескольких мысленных усилий у вас, возможно, уже не хватит энергии для расстановки приоритетов.

Чтобы понять, почему расстановка приоритетов – такой прожорливый зверь и почему он требует столько энергии, проанализируем новую мысль: чтобы вывести разных актеров на сцену, требуются разные усилия. Человек без труда может подумать о чем-то, произошедшем только что. Контур с этой информацией легкодоступен, поскольку «свеж»; это примерно то же самое, что искать определенного зрителя в первом ряду. Проведем наглядный эксперимент. Попробуйте увидеть мысленным взором, что Вы ели в последний раз на завтрак. Как правило, чтобы это вспомнить, человеку нужно одно мгновение и совсем небольшое усилие. Вывод на сцену недавних событий – относительно быстрое действие, не требующее много энергии. Это так же просто, как вывести на сцену зрителя из первого ряда партера.

А теперь представьте, что Вы ели на завтрак десять дней назад. Если у вас нет постоянного меню, то вспоминание этого завтрака потребует гораздо больше усилий и времени, чем мысль о последней трапезе. Цепи, в которых хранится информация о том завтраке, находятся гораздо дальше от сцены, и вам придется дольше осматривать зал, чтобы их отыскать. Исследования механизмов памяти показывают, что при вспоминании более ранних событий человеку приходится как бы возвращаться назад во времени, воспроизводя в хронологическом порядке все события, которые произошли между настоящим моментом и моментом, когда сформировалось нужное воспоминание. Чем к более давнему времени оно относится, тем дольше придется вспоминать и тем больше внимания и энергии на это потребуется.

Мозг вообще склонен минимизировать потребление энергии (ресурсов) – это эволюционно выработанное свойство. Когнитивная перегрузка вызывает психологический и даже физиологический дискомфорт. Ленивость мозга – это его природное свойство, он экономит свои ресурсы на критический случай. Поэтому очень трудно заставить себя заниматься неинтересной и слабо немотивированной, не приносящей удовлетворения умственной работой.

Кроме того, расстановка приоритетов включает в себя прогноз и планирование будущего – того, чего еще нет. Чтобы представить себе что-то, чего Вы никогда не видели, нужно потратить много энергии и усилий. Этим отчасти объясняется, почему люди тратят больше времени на размышления над проблемами (т.е. над тем, что известно), чем над решениями (т.е. над вещами, которых они никогда не видели, не делали и не чувствовали). Это объясняет, почему так трудно ставить перед собой цели (трудно вообразить себе будущее). Кроме того, люди ужасно плохо оценивают свои будущие эмоции, т.к. человек при попытке определить, как он будет чувствовать себя в будущем, опирается на то, как он чувствует себя в настоящий момент, а не пытается верно оценить душевное состояние, в котором может оказаться в какой-то момент в будущем. А все потому, что сделать это очень сложно, у человека просто нет на этот счет сформировавшихся установок и ментальных схем.

Вот почему так трудно расставлять приоритеты. Дело в том, что в процессе их расстановки необходимо представить себе, а затем подробно рассмотреть будущую реальность, которой на момент обдумывания нет и с которой Вы, возможно, еще никогда не сталкивались. Вы можете опираться только на свой прошлый опыт, что при изменении ситуации (а будущее не будет полностью похоже на настоящее) может привести к неправильным решениям.

Из всего сказанного делаем вывод: расстановка приоритетов руководителем – это определенно высший пилотаж, но занимайтесь этим на свежую голову, пока Вы бодры и энергичны.

 

Используйте визуальные образы

Один из способов снизить потребление когнитивных ресурсов при обработке информации заключается в использовании визуальных образов – так, чтобы Вы реально видели что-нибудь мысленным взором. К примеру, в настоящий момент Вы знакомитесь с научной теорией – теорией работы префронтальной коры головного мозга, – но при этом пользуетесь метафорой и представляете себе театральную сцену. Визуализируя концепцию, Вы задействуете зрительную зону коры головного мозга, расположенную в его затылочной доле. Этот участок коры можно активировать при помощи картинок, наглядных метафор или описаний – любого средства, порождающего в сознании зрительный образ.

Существует несколько причин, по которым зрительные образы так полезны. Во-первых, это весьма эффективные с информационной точки зрения конструкции. Стоит представить себе собственную спальню, и в сознании появляется масса деталей, включая сложные взаимоотношения между десятками объектов, их размеры и формы, относительное расположение и т. д. Чтобы передать всю эту информацию словами, потребовалось бы значительно больше энергии, чем чтобы просто вызвать в сознании картинку. Вы можете забыть, как зовут вашего сотрудника, но, скорее всего, не его зрительный образ, который сохраняется в памяти гораздо лучше, чем вербальная информация.

Еще одна причина, по которой визуальные образы так полезны, заключается в том, что у мозга «за плечами» богатая история создания всевозможных мысленных образов с участием людей и предметов, а также их взаимодействий. Визуальные процессы развивались миллионы лет[4], так что этот механизм достаточно эффективен, особенно по сравнению с языковым (вербальным) аппаратом. Исследования показали, что человек гораздо быстрее решает логические задачи, если они сформулированы как ситуации взаимодействия людей, а не абстрактных концепций.

 

Выбросьте лишнее из головы

Создание зрительных образов сложных идей (вспомните поезд Эйнштейна) – один из способов добиться от ограниченных энергетических ресурсов максимальной эффективности. Еще один путь – насколько возможно уменьшить нагрузку на префронтальную кору. Если руководитель возьмет лист бумаги и запишет три-четыре основных дела, запланированных на этот день, то тем самым он избавит свой мозг от необходимости тратить энергию на удержание их всех одновременно на сцене[5] и даст ему возможность спокойно сравнивать. Смысл в том, чтобы вывести все эти концепции из сознания наружу, во внешний мир, и освободить сцену (сознание) для самого важного. Минимизировать расход энергии, чтобы максимизировать эффективность работы.

Сцена быстро расходует энергию, и когда огни рампы начинают меркнуть, становится труднее удерживать актеров на нужных местах и не давать посторонним подниматься на сцену. Это означает, что планировать самые сложные, требующие максимального внимания дела нужно на то время, когда ваш мозг свеж и активен. Это может быть раннее утро или, скажем, время после перерыва или небольшой разминки. У префронтальной коры много общего с другими жадными до энергии частями тела, такими как мышцы. Она устает от работы, но после хорошего отдыха способна на многое. Если Вы бодры и полны сил, вам может быть достаточно 30 секунд, чтобы принять трудное решение, а в другой ситуации Вы просто не сможете этого сделать.

Человеку полезно знать свои потребности в ментальной энергии и в соответствии с ними планировать свои действия. Поэкспериментируйте с различными схемами и расписаниями. Есть даже методика, согласно которой работу следует разбивать на временные блоки не по тематическому принципу, а по характеру и интенсивности мозговой деятельности. К примеру, если вам нужно написать что-то творческое по нескольким разным проектам, для чего требуется ясное, свежее сознание, то, возможно, стоит сделать все это разом утром, если, конечно, Вы не сова. Как правило, люди этого не делают – они предпочитают либо работать над проектами по очереди, либо решать задачи по мере их возникновения; при этом иногда им приходится думать на уровне обобщений и абстракций, в некоторых случаях – на более детальном уровне, а порой заниматься всем подряд, то и дело переключаясь с одного на другое.

Вместо этого можно было бы ПОДЕЛИТЬ РАБОЧИЙ ДЕНЬ НА БЛОКИ, одни из которых будут посвящены глубоким размышлениям (к примеру, разработке творческих идей и стратегических концепций), другие – деловым встречам, а третьи – рутинным обязанностям вроде разборки электронной почты. Как правило, творческие задачи и глубокие размышления требуют больше усилий, так что лучше запланировать все подобные дела на один временной промежуток, например раннее утро, если опять же Вы жаворонок.

Серьезное преимущество такой стратегии состоит в том, что при этом можно время от времени переключаться с одного типа мыслительной деятельности на другой, давая мозгу возможность отдохнуть и восстановиться. Так, если бы Вы занимались физкультурой, то вряд ли посвятили бы весь день силовым упражнениям. Вы немного поработали бы с гантелями, затем уделили бы некоторое время упражнениям, укрепляющим сердечно-сосудистую систему, а затем занялись бы растяжкой. И каждый раз со сменой типа упражнений ваши мышцы начинали бы работать по-новому, а часть из них получала бы возможность отдохнуть, пока другие работают. Так и с типами мыслительной деятельности. По возможности давайте своему мозгу отдых, переключаясь на другую задачу.

И еще один совет о приоритетах и планировании. Постарайтесь дисциплинировать себя и не пускать на сцену лишних актеров. Это означает, что Вы не должны думать, когда не надо, и обращать внимание на несрочные дела, если только или до тех пор, пока нужда в них не станет настоятельной. НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ «НЕТ» задачам, не входящим в список приоритетных, трудно, но очень полезно. Есть и другой метод меньше думать о не самых важных делах. Заключается он в том, чтобы перепоручать их другим, но перепоручать как следует. Как узнать, что стоит делегировать, а что нет? На решение этой задачи, как и на расстановку приоритетов, уходит много энергии, так что заниматься ею лучше на свежую голову. Еще один вариант – вообще не думать о проекте до тех пор, пока не будут собраны все необходимые данные. Не тратьте энергию на решение задачи, о которой позже появится дополнительная информация.

Подвести итог всем этим рассуждениям можно одним простым правилом: СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ ВАЖНЫЕ РЕШЕНИЯ – РЕСУРС ОГРАНИЧЕННЫЙ, ПОЭТОМУ СТАРАЙТЕСЬ ЭКОНОМИТЬ ЕГО ПРИ КАЖДОМ УДОБНОМ СЛУЧАЕ. В связи с этим:

1. Представляйте себе сознательные размышления как ценный ресурс, который следует всемерно экономить.

2. Отдайте предпочтение расстановке приоритетов, поскольку это очень энергозатратное действие.

3. Чтобы сохранить ментальную энергию для планирования и расстановки приоритетов, избегайте других энергозатратных видов сознательной деятельности, таких как разбор электронной почты.

4. Планируйте задачи, требующие наибольшего внимания, на то время, когда ваш мозг свеж и активен.

5. Используйте мозг для взаимодействия с информацией, а не для ее складирования; визуализируйте сложные мысли и составляйте списки важных дел.

6. Разбивайте свое рабочее время на блоки, предназначенные для разных типов мыслительной деятельности.

 

Сцена нашего сознания невелика

Второе ограничение[6] префронтальной коры: количество информации, которую можно одновременно удерживать в сознании и при этом что-то с ней делать, ограничено. Умственная сцена человека меньше, чем можно предположить. Она не похожа на сцену Большого театра и напоминает скорее небольшой подиум в детской спальне. Одновременно на ней может разместиться всего лишь несколько актеров (мыслей). Когда места мало, легко запутаться и наделать ошибок.

Так чем мы располагаем? Вероятно, Вы никогда не слышали о Джордже Миллере, но могли слышать о результате одного из его исследований, проведенного в 1956 г. Миллер обнаружил, что человек способен одновременно удерживать в сознании максимум семь объектов. Этот результат получил широкую известность, но здесь есть и проблема. Дело в том, что такой вывод неверен – или по крайней мере его часто неверно интерпретируют. Широкий обзор новых исследований, осуществленный в 2001 г. Нельсоном Коуэном из Миссурийского университета, показал, что число объектов, которые человек может одновременно удерживать в сознании, редко равняется семи. Скорее можно говорить о четырех объектах, но даже в этом случае число объектов зависит от их сложности. Четыре числа – без проблем. Четыре длинных слова – уже сложнее. Четыре предложения, если они вам не знакомы, если это не затверженная молитва или не навязчивый рекламный стишок, удержать в сознании будет очень сложно. Да и участвовали во всех рассмотренных исследованиях исключительно молодые люди. Подумайте об этом. Четыре предложения – это совсем немного. Неудивительно, что встреча нескольких человек со стороны, как правило, выглядит хаотично, просто потому, что никто не может разобраться в происходящем.

Мысленная сцена работает эффективно, если объекты, которые Вы на него выводите, состоят из элементов, уже хранящихся у вас в долговременной памяти. Этим объясняется также, почему так трудно думать о новых идеях и концепциях, если они никак не связаны с уже существующими. Если новая идея не опирается на другие, реальные и прочно закрепленные в долговременной памяти концепции, ее очень трудно вывести на сцену (осознать).

Дальше – еще хуже. Исследование Брайна Макэлри из Нью‑Йоркского университета показало, что количество информационных блоков, которые человек способен запомнить точно и без потерь, равняется – обратите внимание! – всего лишь единице. Исследователь делает вывод: «Имеются ясные и убедительные свидетельства того, что один блок удерживается в фокусе внимания; однако нет никаких прямых свидетельств того, что в фокусе может протяженное время удерживаться более чем один блок информации». Несмотря на то, что вы, очевидно, способны помнить в каждый конкретный момент больше чем об одной вещи, при серьезной нагрузке эффективность вашей памяти снижается.

Ясно, что такое ограничение следует уважать. Тем не менее по каким-то причинам многие люди упрямо пытаются идти напролом. Долговременная память кажется бездонной, а мозг – разве это не самый продвинутый гаджет в мире? Это не так! Судя по всему, существуют очень реальные ограничения на количество информации, которую можно одновременно удерживать и обрабатывать в префронтальной коре. Чем меньше переменных приходится держать в уме, тем более эффективно Вы можете принимать решения.

Вполне реально удерживать в памяти семь несложных чисел, если ваша цель состоит только в том, чтобы их запомнить; к примеру, можно непрерывно повторять про себя эти числа (до тех пор, пока их последовательность не закрепится в долговременной памяти). Но вывести на сцену одновременно много сложных схем попросту невозможно. Мозг с ними не справится.

Мозг не любит, когда одни и те же нейронные цепи дергают в разные стороны, пытаясь использовать в разных схемах. Стоит вам подумать хотя бы о нескольких вопросах одновременно, и различные схемы в вашем мозге начнут конкурировать за несколько миллионов одних и тех же нервных цепей. Возникает конфликт и эффективность умственной деятельности падает.

 

(продолжение статьи в следующем номере)

 

 

[1] Когнитивная психология (лат. cognito - познание) – наука о человеческом разуме, изучающая мыслительные (познавательные) процессы и механизмы. Основными объектами ее изучения являются мышление, память, восприятие, репрезентация знаний, языковая обработка и другие когнитивные функции. Как научная дисциплина когнитивная психология тесно связана с нейрофизиологией и информатикой.

[2] Это рациональный (логический) подход в отличие от «автопилота», когда решения принимаются практически автоматически без особого участия нашего сознания.

[3] Возможно на автоматическом мышлении не происходит изменение проводимости синапсов, требующее затрат энергии и метаболических ресурсов. – Прим. ред.

[4] 90% информации через проходит зрительный какал, соответственно, часть мозга, обрабатывающая зрительную (визуальную) информацию, развита лучше. Используйте более эффективный и мощный инструмент обработки информации!

[5] Не стоит толкать перед собой огромную тележку с детальными планами! Никто не говорит о вреде планирования, но если Вы будете его постоянно удерживать все в памяти, да еще нервничать из-за объемов или сложности запланированной работы, то когнитивная перегрузка Вам обеспечена.

[6] Напомним, что первое ограничение – это ограниченный объем когнитивных ресурсов – рассмотрено выше.

Другие статьи по теме
Категория: Управление образовательной организацией | Добавил: zdrav1 (10.09.2018)
Просмотров: 239 | Теги: управление