Избыточная отчетность учителей по-прежнему остается нерешенной проблемой системы управления образованием

История вопроса

Проблема избыточной отчетности учителей досталась нам еще от Советского Союза. С тех пор регулярно утверждались нормативные акты и методические рекомендации по решению этой проблемы, однако избыточной отчетной документации не становилась меньше, а ее заполнение – проще. Все это вызывает обоснованное недовольство учителей, т.к. отнимает их время от исполнения основных должностных обязанностей. Проблема затрагивает не только рядовых преподавателей, но и руководителей образовательных организаций, их структурных подразделений и иных сотрудников, занимающимися вопросами отчетности.

Насколько нужны запрашиваемые отчетные документы и как они влияют на эффективность управления системой образования? Сколько рабочего времени тратится на их заполнение? Понятно, что эффективность управления во многом зависит от качества обратной связи, а отчетность – важнейший канал такой информации. Но насколько действительно нужна запрашиваемая информация, как она используется и действительно ли она повышает качество управления образованием? Как повысить эффективность запрашиваемой информации, избавиться от избыточной отчетности и облегчить заполнение действительно необходимых форм отчетности?

В связи с многочисленными обращениями учителей о растущей отчетности, не связанной с их должностными обязанностями, вопрос о ее сокращении был рассмотрен на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. под руководством Президента В.В. Путина. По итогам заседания Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ было поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций.

Во исполнение поручения был проведен анализ документооборота образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования (далее – школы), с привлечением общественности и экспертов, в том числе из числа руководителей и учителей школ. В результате анализа выявлено избыточное количество документов, разрабатываемых и принимаемых школой, отсутствие контроля за актуальностью информации, находящейся в открытом доступе, применение нерациональных и (или) морально устаревших форм документооборота школы (в том числе электронного документооборота), дублирование бумажных и электронных форм документов и информации, а также принуждение учителей к выполнению обязанностей, относящихся к должностным обязанностям администрации или иных работников школ.

В целях активизации непосредственной творческой деятельности основных категорий педагогических работников в интересах развития и самореализации детей в процессе воспитания и обучения, снижения административной нагрузки на образовательные организации и, как следствие, снижения необоснованной социальной напряженности в коллективах Минобрнауки России совместно с профессиональным союзом работников народного образования и науки Российской Федерации подготовил «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»[1] и «Разъяснения по устранению избыточной отчетности воспитателей и педагогов дополнительного образования детей»[2].

 

Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

В соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ школа должна иметь (предоставлять) следующие основные документы:

- основную образовательную программу, включающую результаты освоения образовательной программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы;

- программу развития школы (по согласованию с учредителем);

- список учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации образовательных программ школы;

- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг и (или) работ;

- план финансово-хозяйственной деятельности школы;

- ежегодный отчет учредителю и общественности о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчет о результатах самообследования;

- коллективный договор, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка;

- штатное расписание;

- распорядительные акты о приеме на работу работников, трудовые договоры, должностные инструкции;

- распорядительные акты о приеме обучающихся в образовательную организацию;

- договоры об образовании в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, предшествующие изданию распорядительного акта о приеме лиц на обучение в школу;

- документы, отражающие осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (журнал и дневник);

- распорядительные акты школы о поощрении обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения;

- документы об организации социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

- бланки документов об образовании и (или) о квалификации, медали "За особые успехи в учении";

- учредительные документы школы: устав, лицензию, свидетельство об аккредитации, свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о государственной регистрации права.

Ведение указанных документов, размещение их на сайте школы, создание и ведение сайта школы является обязанностью администрации школы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ учитель должен иметь утвержденные рабочие программы по предметам, модулям, дисциплинам для реализации образовательных программ.

Участие учителей в формировании отчетной документации школы определяется должностными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями, положения которых не могут противоречить Федеральному закону, трудовому законодательству, коллективному договору и соглашениям.

В качестве основы для разработки должностных инструкций учителей до вступления в силу соответствующих профессиональных стандартов применяются квалификационные характеристики, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761-н (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

В соответствии с указанными квалификационными характеристиками должностные обязанности учителя предусматривают ведение контрольно-оценочной деятельности с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Помимо этого при выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в обязанности учителя формирование документации, связанной с ведением классного журнала, выполнением соответствующего плана работы.

Обращаем внимание, что выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную оплату, размер которой определяется по соглашению сторон, и исключительно на добровольной основе с письменного согласия учителя.

Кроме того, для устранения избыточной отчетности и документооборота рекомендуется:

1) актуализировать и утвердить на уровне школ номенклатуры дел (документов) со сроками их оборота и хранения, с определением ответственных должностных лиц;

2) исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях;

3) органам управления в сфере образования провести мониторинг официальных сайтов школ, актуализировать информацию в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 (ред. от 07.08.2017) "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" и приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 27.11.2017) "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации". Реализовать информационные и обучающие мероприятия для лиц, ответственных за работу с сайтами, информацией и документами;

4) территориальным органам управления образованием, учредителям школ реализовать меры по исключению собственных запросов информации, находящейся в открытом доступе, используя автоматизированные средства сбора информации с сайтов школ, использование информационных систем с "персональными кабинетами" школ для снижения информационной нагрузки;

5) органам управления в сфере образования, администрациям школ исключить запросы информации и документов от учителей в связи с прохождением ими аттестации, не предусмотренных приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" (далее – приказ N 276). Для исключения требований о составлении учителями отчетной документации при проведении аттестации систематизировать и обновлять для самостоятельного использования аттестационными комиссиями и (или) специалистами необходимую информацию, на основе которой в соответствии с пунктами 36, 37, 38 приказа N 276 устанавливаются квалификационные категории педагогическим работникам, а также осуществляется оценка профессиональной деятельности, соответствующая направлениям их работы.

Принимаются меры по модернизации отраслевой статистики: например, вместо 5 первичных форм и 11 формируемых на их основе сводных форм предполагается сбор только двух форм, включающих сведения о контингенте обучающихся и деятельности образовательных организаций.

Приняты изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования в части снижения числа обязательных разделов рабочей программы по предметам, модулям, дисциплинам с восьми до трех.

Реализуется перевод государственных услуг в области лицензирования и аккредитации в электронный вид и внедрение рискориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) для снижения административной нагрузки на образовательные организации в целом, и в особенности на образовательные организации со стабильно высокими показателями качества образования.

 

Разъяснения по устранению избыточной отчетности воспитателей и педагогов дополнительного образования детей[3]

Конкретные должностные обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями (часть 6 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Первоначально предполагалось применение работодателями при разработке должностных инструкций профессиональных стандартов, но с 1 июля 2016 г. данное положение утратило силу (пункт 2 постановления Правительства РФ от 1305.2016 N 406).

В настоящее время профессиональный стандарт описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности (письмо Минтруда России от 06.06.2017 N 14-2/10/В-4361 (по вопросам внедрения профессиональных стандартов).

Основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей педагогических работников, служат квалификационные характеристики (пункт 3 подраздела I раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н  (далее – ЕКС, раздел ЕКС).

Минобрнауки России и Профсоюз работников образования и науки при регулировании трудовых отношений исходят из того, что работодатели в сфере трудовых отношений обязаны руководствоваться ЕКС, содержащим в том числе квалификационные характеристики должностей работников образования, в которых предусматриваются должностные обязанности работников (пункт 4.1.6 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 – 2020 годы, заключенного Минобрнауки России и Профсоюзом 6 декабря 2017 г.

Непосредственными должностными обязанностями воспитателей, связанными с составлением ими отчетной документации, могут являться:

- разработка плана (программы) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников;

- проведение наблюдений (мониторинга) за здоровьем, развитием и воспитанием обучающихся, воспитанников, в том числе с помощью электронных форм (квалификационная характеристика должности "воспитатель" (подраздел III раздела ЕКС).

Непосредственными должностными обязанностями педагогов дополнительного образования детей, связанными с составлением ими отчетной документации, могут являться:

- составление программ и планов занятий;

- оценка эффективности обучения с использованием компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц (квалификационная характеристика должности "педагог дополнительного образования" (подраздел III раздела ЕКС).

При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями (пункт 3 подраздела I раздела ЕКС).

Кроме того, трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) с педагогом дополнительного образования детей может быть предусмотрено выполнение с его письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (в частности, классного руководства) (пункт 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536).

Должностными обязанностями педагогов дополнительного образования детей, связанными с составлением отчетной документации при выполнении на условиях дополнительной оплаты классного руководства, могут являться:

- ведение классного журнала;

- составление плана работы классного руководителя (методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, утвержденные приказом Минобрнауки России от 03.02.2006 N 21 (с учетом приложения к письму Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 21.03.2006 N 06-304).

Выполнение дополнительной работы может быть поручено работнику с его письменного согласия и за дополнительную оплату (часть первая статьи 60.2 Трудового кодекса РФ).

 

 

 

 

[1] Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016.

[2] Письмо Минобрнауки России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 11.04.2018 N ИП-234/09/189.

[3] Источник: приложение к письму Минобрнауки России и Профессионального союза работников народного  образования и науки Российской Федерации от 11.04.2018 N ИП-234/09/189.

Другие статьи по теме
Категория: Управление образовательной организацией | Добавил: zdrav1 (12.04.2019)
Просмотров: 61