Что проверяют при осуществлении ведомственного (учредительного) контроля за деятельностью муниципальных образовательных организаций

Ведомственный (учредительный) контроль за деятельностью образовательных организаций или иначе инспектирование деятельности образовательных организаций (далее - ведомственный контроль) осуществляет орган управления образованием (управление, департамент, отдел, комитет) (далее по тексту - ОУО) Администрации муниципального образования (далее - ОУО). Его целью является оценка деятельности образовательных организаций на предмет ее соответствия обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней, за исключением вопросов, проверка которых осуществляется в ходе государственного (муниципального) контроля и надзора.

К отношениям, связанным с осуществлением ведомственного контроля за деятельностью образовательных бюджетных и казенных организаций, организацией и проведением их проверок, не применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Контроль за деятельностью образовательных организаций, связанной с использованием, распоряжением и сохранностью имущества муниципального образования, переданного образовательным организациям на праве оперативного управления, а также земельных участков, закрепленных на праве постоянного бессрочного пользования, осуществляется ОУО совместно с Управлением по регулированию имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования.

Ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для образовательных организаций осуществляется ОУО в соответствии с Порядком осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд совместно с отделом муниципального заказа (закупок) Администрации муниципального образования.

 

Основные задачи и направления ведомственного контроля

Основными задачами ведомственного контроля являются:

- выявление случаев нарушения и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов в деятельности образовательных организаций; принятие в пределах своей компетенции мер и предложений по их пресечению и предупреждению;

- анализ и оценка эффективности результатов деятельности образовательных организаций, в том числе использования средств местного бюджета и других материальных ресурсов, должностных лиц образовательных организаций;

- изучение состояния муниципальной системы образования или ее составляющих, выявление отрицательных и положительных тенденций в их развитии и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространению управленческого опыта;

- получение достоверной и объективной информации об условиях организации, содержании и результатах образовательного процесса в образовательных организациях;

- проверка состояния обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся и работников образовательных организаций во время образовательного процесса;

- обеспечение образовательными организациями публичности своей деятельности и доступности, в том числе информационной, оказываемых ими услуг;

- оказание должностным лицам образовательных организаций методической помощи по вопросам применения действующих в сфере образования норм, правил и предоставление рекомендаций о корректировке или отмене их управленческих решений.

Ведомственный контроль осуществляется по следующим направлениям:

- соответствие локальных актов образовательной организации муниципальным правовым актам в области образования;

- выполнение норм и правил, установленных уставом и локальными актами образовательной организации;

- реализация прав граждан на получение установленного обязательного общего образования, в том числе прав граждан с ограниченными возможностями здоровья;

- обеспечение гражданам возможности выбора форм получения образования, образовательной организации;

- реализация региональных и муниципальных программ в сфере образования;

- качество выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ);

- обеспечение содержания зданий и сооружений образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

- совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса;

- организация питания обучающихся;

- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности, других вопросов обеспечения безопасности участников образовательного процесса;

- трудовые отношения в образовательной организации, оплата труда;

- материально-техническое и финансовое обеспечение образовательной организации;

- обеспечение выполнения требований нормативно-правовых актов регионального и муниципального уровней по вопросам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- развитие школьного спорта;

- аттестация кандидатов на должность руководителя образовательной организации, руководителей образовательных организаций и педагогических работников, переподготовка кадров;

- иная приносящая доход деятельность образовательной организации;

- готовность образовательной организации к новому учебному году;

- организация отдыха, труда и занятости детей в летний период, а также временного трудоустройства детей в свободное от учебы время;

- результаты управленческой деятельности в образовательной организации, в том числе организация внутриучрежденческого контроля;

- другие вопросы, входящие в компетенцию ОУО.

 

Порядок и условия осуществления ведомственного контроля

Ведомственный контроль осуществляется в форме проведения документарных и (или) выездных проверок в образовательных организациях, а также в виде мониторинга. Периодичность и формы контроля деятельности образовательной организации и их руководителей определяются с учетом цели проверки, необходимости получения объективной информации о реальном состоянии дел в образовательной организации.

Ведомственный контроль осуществляется с использованием методов документарного контроля, обследования, наблюдения за фактическим состоянием проверяемого объекта, анкетирования, опроса участников образовательного процесса, контрольных срезов освоения образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.

Документарные и выездные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Документарная проверка проводится по месту нахождения ОУО, выездная проверка - по месту нахождения образовательной организации.

Плановые проверки проводятся не более трех раз в год в одной образовательной организации по различным направлениям в соответствии с планом (планом-графиком) проведения выездных и документарных проверок, утвержденным руководителем ОУО.

Внеплановые проверки проводятся в случае поступления в ОУО обращений граждан и организаций, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих сведения о нарушении образовательными организациями нормативно-правовых требований.

Общий срок проведения плановой (выездной, документарной) и внеплановой (выездной, документарной) проверки не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных проверок на основании мотивированных предложений должностных лиц, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля в образовательных организациях, срок проведения проверки продляется по решению руководителя ОУО, но не более чем на двадцать календарных дней.

Проверка может быть завершена раньше срока, установленного в приказе ОУО о проведении проверки, при достижении целей проведения проверки.

Ведомственный контроль в виде мониторинга позволяет осуществлять постоянное наблюдение за деятельностью образовательных организаций, сбор и обработку соответствующей информации по вопросам жизнедеятельности образовательных организаций.

ОУО с целью организации и осуществления ведомственного контроля:

- определяет круг лиц, уполномоченных на осуществление ведомственного контроля в образовательных организациях (далее - уполномоченные должностные лица), из числа сотрудников ОУО и/или муниципального казенного учреждения муниципального образования "Центр бухгалтерского учета " (ЦБУ) (при его наличии) и/или централизованной бухгалтерии;

- обеспечивает планирование ведомственного контроля, учет осуществления ведомственного контроля и контроль за осуществлением ведомственного контроля.

18. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, ведомственный контроль проводится в виде тематических проверок образовательных организаций (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений деятельности).

Проведение мероприятий ведомственного финансового контроля может осуществляться одновременно с проведением мероприятий ведомственного контроля в сфере закупок в рамках одного контрольного мероприятия.

К проведению проверок в образовательных организациях могут привлекаться специалисты сторонних (компетентных) организаций, в том числе других отраслевых (функциональных) органов Администрации муниципального образования, аккредитованные эксперты и представители общественности, обладающие необходимыми знаниями, навыками и опытом работы, позволяющими участвовать в осуществлении ведомственного контроля.

Обычно должностным лицом, ответственным за организацию проверок, является заместитель руководителя ОУО, который.

- организует работу по формированию ежегодного плана (плана-графика) проведения выездных и документарных проверок образовательных организаций на основе предложений специалистов ОУО (по направлениям);

- осуществляет контроль за исполнением ежегодного плана (плана-графика) проведения выездных и документарных проверок образовательных организаций и своевременным внесением в него соответствующих изменений;

- ведет учет проведенных проверок образовательных организаций.

 

Права и обязанности уполномоченных должностных лиц при осуществлении ведомственного контроля

Уполномоченные должностные лица при проведении проверки имеют право:

- посещать образовательную организацию при предъявлении приказа о проведении проверки;

- запрашивать у руководителя образовательной организации или лица, исполняющего обязанности руководителя образовательной организации (далее - руководитель образовательной организации), либо непосредственно у сотрудников образовательной организации без предварительного согласования с руководителем образовательной организации документы и материалы по вопросам, относящимся к цели проверки;

- запрашивать письменные и устные объяснения от руководителя и сотрудников образовательной организации по вопросам, относящимся к цели проверки.

Уполномоченные должностные лица при проведении проверки обязаны:

- осуществлять выездную проверку в присутствии при ее проведении руководителя образовательной организации (или иного уполномоченного руководителем лица);

- не препятствовать руководителю образовательной организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к цели проверки;

- соблюдать сроки проведения проверки;

- обеспечить сохранность и возврат полученных в ходе проверки оригиналов представленных документов;

- соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечить безопасность персональных данных при их обработке в ходе проведения проверки и оформления результатов проверки.

 

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по ведомственному контролю

Руководитель и сотрудники образовательной организации имеют право:

- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к цели проверки;

- получать от уполномоченных должностных лиц информацию, которая относится к цели проверки;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в справке по итогам проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц;

- обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководитель и сотрудники образовательной организации обязаны:

- обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченных должностных лиц в здание и другие служебные помещения образовательной организации;

- предоставить служебные помещения для размещения уполномоченных должностных лиц и обеспечить им доступ к оргтехнике и необходимым документам;

- представить запрашиваемые уполномоченными должностными лицами документы и материалы, а также устные и письменные объяснения по вопросам, относящимся к цели проверки;

- предоставить письменное мотивированное объяснение о причинах неисполнения требования уполномоченных должностных лиц о предоставлении документов и материалов, которые не могут быть предоставлены в установленный срок либо отсутствуют.

 

Планирование и подготовка к проведению проверки

Плановые проверки проводятся на основании принятого ОУО ежегодного плана (плана-графика) проведения выездных и документарных проверок образовательных организаций.

Руководитель ОУО ежегодно до 25 декабря утверждает план (план-график) проведения выездных и документарных проверок на новый календарный год. План проверок содержит:

- полное наименование образовательной организации;

- вид проверки (выездная или документарная);

- цель проведения проверки;

- сроки проведения проверки;

- проверяемый период.

План (план-график) проведения выездных и документарных проверок ежегодно доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте ОУО не позднее трех рабочих дней после его утверждения.

В случае когда согласно утвержденному плану (плану-графику) проведения выездных и документарных проверок проведение проверки возлагается в полном объеме на ЦБУ, то порядок ее организации и проведения регулируется Порядком осуществления внутреннего финансового контроля и Регламентом проведения ведомственного финансового контроля и ведомственного финансового аудита, утвержденным распоряжением ОУО (далее - Регламент ведомственного финансового контроля).

Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в ОУО обращений и информации о нарушениях нормативно-правовых требований. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в ОУО, а также обращения, не содержащие сведений о фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Проверки проводятся на основании приказа ОУО о проведении проверки, который содержит содержит:

- полное наименование образовательной организации;

- фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки;

- даты начала и окончания проведения проверки;

- вид проверки (плановая (внеплановая), выездная (документарная), обследование, наблюдение);

- цель проведения проверки;

- основание проведения проверки;

- проверяемый период.

Замена должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, допускается на основании приказа ОУО путем внесения изменений в приказ о проведении проверки.

Если проведение конкретной проверки (ревизии) в соответствии с ее целью в полном объеме возлагается руководителем ОУО на ЦБУ, то его руководитель своим приказом назначает специалистов, уполномоченных на проведение проверки. В иных случаях фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностных лиц ЦБУ, уполномоченных на проведение проверки, включаются в приказ ОУО о проведении проверки на основании представления руководителя ЦБУ.

При назначении проведения комплексной, тематической оценки деятельности образовательных организаций возможно утверждение программы или плана-задания проверки.

Руководитель образовательной организации уведомляется:

- о проведении плановой выездной проверки не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения проверки путем направления копии приказа ОУО о проведении проверки любым доступным способом;

- о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за один рабочий день до начала ее проведения путем направления копии приказа ОУО о проведении проверки любым доступным способом;

- о проведении плановой (внеплановой) документарной проверки не позднее трех рабочих дней со дня издания приказа ОУО о проведении плановой (внеплановой) документарной проверки путем направления копии приказа ОУО о проведении проверки с указанием перечня необходимых для проведения проверки документов любым доступным способом.

 

Проведение проверки

При проведении плановой (внеплановой) выездной проверки уполномоченные должностные лица в срок, установленный приказом ОУО о проведении проверки, прибывают в образовательную организацию и предъявляют руководителю образовательной организации приказ ОУО о проведении проверки.

Уполномоченные должностные лица изучают сведения, содержащиеся в документах, связанных с целью проверки, порядок деятельности образовательной организации, а также обстоятельства, послужившие основанием проведения внеплановой проверки.

При проведении плановой (внеплановой) документарной проверки образовательная организация в сроки, указанные в приказе ОУО о проведении проверки, подготавливает и направляет в ОУО запрашиваемые в приказе материалы и документы.

Уполномоченные должностные лица в сроки, установленные приказом ОУО о проведении плановой (внеплановой) документарной проверки, приступают к рассмотрению материалов и документов, поступивших из образовательной организации.

Ответственное должностное лицо ОУО в случае наличия противоречий в представленных образовательной организацией документах либо в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных образовательной организацией, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение образовательной организацией требований, запрашивает у образовательной организации дополнительные материалы, копии документов, сведения и информацию о случаях, в отношении которых отсутствует полная или достоверная информация, а также объяснения руководителя и сотрудников образовательной организации с требованием предоставить в течение трех рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Уполномоченные должностные лица осуществляют проверку:

- соблюдения нормативно-правовых требований;

- фактов, изложенных в обращении граждан и организаций, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих сведения о нарушении нормативно-правовых требований.

В ходе мероприятий по контролю и после его окончания уполномоченные должностные лица при необходимости проводят инструктирование должностных лиц образовательных организаций по вопросам, относящимся к предмету контроля.

По результатам проверки уполномоченными должностными лицами, проводившими проверку, составляется справка по итогам проверки, в которой указываются:

- дата и место ее составления;

- полное наименование проверяемой образовательной организации;

- дата и номер приказа ОУО о проведении проверки;

- даты начала и окончания проведения проверки;

- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;

- предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков, их предотвращению в дальнейшем;

- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя образовательной организации;

- подписи уполномоченных должностных лиц, проводивших проверку.

В справке по итогам проверки не отражаются:

- выводы, предположения, ссылки на факты, не подтвержденные доказательствами;

- морально-этическая оценка действий руководителя и сотрудников образовательной организации.

К справке могут прилагаться заключения привлекаемых специалистов, иные документы и материалы, полученные и рассмотренные в ходе проверки.

Справка по итогам плановой (внеплановой) выездной проверки оформляется в течение пятнадцати рабочих дней со дня окончания проверки в двух экземплярах, с которыми в течение трех рабочих дней со дня составления справки по итогам плановой (внеплановой) выездной проверки должен ознакомиться руководитель образовательной организации.

Справка по итогам плановой (внеплановой) документарной проверки оформляется в течение десяти рабочих дней со дня окончания проверки в двух экземплярах, с которыми в течение трех рабочих дней со дня составления справки по итогам плановой (внеплановой) документарной проверки должен ознакомиться руководитель образовательной организации.

Акт по итогам проверки (ревизии), проведенной уполномоченным должностным лицом ЦБУ, оформляется и доводится до руководителя проверенной образовательной организации в сроки, установленные Регламентом ведомственного финансового контроля.

Справка по итогам проверки утверждается руководителем ОУО.

Руководитель образовательной организации в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения справки (акта) по итогам проверки, вносит запись об ознакомлении со справкой (актом) по итогам проверки и направляет данный экземпляр справки (акта) в ОУО любым доступным способом.

При наличии возражений или замечаний по справке (акту) по итогам проверки или по его отдельным положениям руководитель образовательной организации дополнительно делает соответствующую запись в справке (акте) и в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения справки (акта), предоставляет в ОУО письменные возражения или замечания с приложением документов, или их копий, и (или) иных материалов, подтверждающих обоснованность представленных возражений и замечаний, которые приобщаются к справке (акту) по итогам проверки и являются его неотъемлемой частью.

В случае если проверка проводилась на основании обращения гражданина и (или) организации, информации от органов государственной власти и местного самоуправления, содержащих сведения о нарушении нормативно-правовых требований, ответственное должностное лицо ОУО передает копию справки (акта) по итогам внеплановой (выездной, документарной) проверки должностному лицу, ответственному за подготовку ответа заявителю, в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления в ОУО справки (акта) по итогам внеплановой (выездной, документарной) проверки, подписанной руководителем образовательной организации.

 

Принятие мер по результатам проведения проверки

Руководитель образовательной организации обязан устранить выявленные в ходе проведения проверки нарушения в срок, установленный в справке по итогам проверки или в заключении, содержащем план устранения выявленных нарушений и недостатков, возмещения ущерба, причиненного такими нарушениями. Также предоставляется в ОУО отчет об устранении выявленных нарушений с приложением копий документов и материалов, подтверждающих устранение выявленных нарушений.

Срок устранения выявленных по результатам проверки нарушений может быть продлен на основании мотивированного ходатайства руководителя образовательной организации. В течение пяти рабочих дней с момента поступления указанного ходатайства руководитель ОУО принимает решение о продлении срока устранения выявленных нарушений либо об отказе продлить срок устранения нарушений. В случае принятия решения о продлении срока устранения выявленных нарушений ОУО издает соответствующий приказ.

 

Использование результатов ведомственного (учредительного) контроля

Результаты контроля используются:

- при оценке деятельности образовательных организаций и их руководителей, в том числе при распределении стимулирующей части оплаты труда руководителей;

- при принятии решения о внесении соответствующих изменений в учредительные документы проверенной образовательной организации;

- при решении вопроса о сохранении (увеличении, уменьшении) показателей муниципального задания и объемов бюджетных ассигнований;

- при проведении аттестации руководителей образовательных организаций;

- при принятии решений о поощрении и награждении руководителей образовательных организаций;

- при подготовке предложений о реорганизации (ликвидации) образовательной организации, изменении ее типа.

По итогам проверки руководитель ОУО принимает решение:

- об издании соответствующего приказа об устранении нарушений;

- об обсуждении материалов контроля на совещании с участием руководителей образовательных организаций;

- о направлении письма или иных материалов контроля в соответствующие органы, уполномоченные принимать решения по представленным в них вопросам, в том числе в Финансовое управление Администрации муниципального образования;

- о повторном контроле с привлечением соответствующих специалистов;

- о дисциплинарной ответственности руководителя образовательной организации;

- иные решения в пределах своей компетенции.

Лица, в отношении которых выявлены нарушения требований, привлекаются к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.

Действия (бездействие), решения уполномоченных должностных лиц, осуществляющих ведомственный контроль, могут быть обжалованы в ОУО и (или) в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Учет осуществления ведомственного контроля

ОУО ведет учет проводимых проверок образовательных организаций. Сведения о проведенных проверках заносятся в реестр проверок ОУО, в который включается следующая информация: наименование образовательной организации, основание проведения проверки, предмет проверки, вид проверки, дата проведения проверки, должностные лица, осуществляющие проверку.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 10.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Управление образовательной организацией».

Код публикации: 19.09.

 

Другие статьи по теме
Категория: Управление образовательной организацией | Добавил: zdrav1 (10.09.2018)
Просмотров: 597 | Теги: управление