Безопасность проведения строительно-ремонтных работ в образовательных организациях

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий и сооружений. Не нужно доводить здания и отдельные помещения образовательных учреждений до ветхого и аварийного состояния, представляющего опасность для учащихся и работников. В учреждениях образования регулярно наблюдаются случаи падения кусков штукатурки, светильников, окон, плохо закрепленных стекол, лепнины, подвесных потолков и т.д. на учащихся и персонал. Встречаются обрушения зданий, крыш, стен и отдельных помещений, особенно при нарушении правил проведения строительных и ремонтных работ. Не забывайте об обрушении школы при замене окон в Оренбургской области в 2008 году (5 погибших школьниц). Планово-предупредительный ремонт зданий является важнейшей составляющей обеспечения безопасности учащихся и персонала, но и является источником потенциального риска для жизни и здоровья окружающих.

 

Трагедия в райцентре Беляевка Оренбургской области (2008 год)[1]

Группа рабочих проводила замену окон на первом этаже здания Беляевской средней школы. После демонтажа старых окон стены школы сразу начали трескаться, рабочие немедленно сообщили об этом директору школы. На место выехало руководство района, которое приняло решение об эвакуации учеников и педагогов.

Находившиеся в ней 342 учащихся и 32 преподавателя в связи с обнаружением трещины в стене были срочно эвакуированы. По неизвестным причинам 8 девочек здание не покинули, из них 5 погибли и 3 пострадали. При обрушении также был травмирован один рабочий.

Причиной обрушения в школе райцентра Беляевка Оренбургской области стало проведение ремонтных работ по замене оконных блоков в рекреации первого этажа. В результате произошло обрушение потолочных перекрытий 2 и 3 этажей площадью 250 кв. метров. Школа была построена в 1963-1964 годах и рассчитана на 800 мест.

 

Последний случай обрушения здания школы при демонтаже окон

В конце ноября 2018 года в поселковой школе Новосибирской области при демонтаже окон произошло обрушение внешнего фасада школы и бетонных межэтажных перекрытий. В школе 2 года проводился ремонт. После замены крыши проводились работы по замене окон. Чрезвычайная ситуация возникла на завершающем этапе. Когда установка пластиковых окон подходила к концу и оставалось заменить несколько окон, после демонтажа окна первого этажа, произошло частичное обрушение здания.

 

Возможные причины обрушения зданий при замене окон[2]

Оконные конструкции имели типовые размеры для школьных окон около 5 м2 и устанавливались в кирпичную школу старой постройки. По характеру разрушений можно предположить, что после демонтажа старых оконных конструкций произошло нарушение целостности стены кирпичной кладки фасада. Верхние бетонные перекрытия оставшись без опоры, прогнулись вниз. Сначала на фасаде школы появилась трещина, которая потом привела к частичному обрушению фасада и перекрытий здания. К счастью, во время инцидента занятия в школе не проводились, поэтому никто из учащихся и преподавательского состава не пострадал. По характеру разрушений можно предположить, что если бы в это момент в зоне обрушения находились люди, то жертв было бы не избежать. СКР возбуждено уголовное дело по статье УК РФ, связанной с нарушением правил безопасности при проведении строительных работ. Подозреваются лица, проводившие работы по демонтажу старых окон. Проводятся следственные действия с целью выявления возможных нарушений технологии демонтажных работ и несоблюдения, при этом, необходимых мер безопасности. После выявления всех причин случившегося, виновным может грозить 3 года лишения свободы.

По строительным правилам окно не должно быть опорой для несущей стены. Обрушение стены при демонтаже окон может произойти по нескольким причинам: Нарушение целостности вертикальных частей оконного проема, удерживающих верхнее перекрытие. Ветхое состояние верхней перемычки оконного проема, при котором часть опорной нагрузки переходит на окно. Это может быть в старых домах, где перемычка изготавливалась из дерева, которое со временем потеряло свои свойства. Установка верхней перемычки ненадлежащей жесткости или ее отсутствие. Такая ситуация бывает при самострое небольших частных домов, когда в проем устанавливается слабая перемычка или ее нет совсем, и кирпичная кладка верхней части проема производится на раму окна. Ветхое состояние здания. При демонтаже окон в таких зданиях, даже небольшое воздействие на несущие стены может привести к внезапному обрушению.

Отсутствие инструкций по безопасности – системная проблема оконных компаний Работами по монтажу окон, включающими демонтажные работы, занимаются как компании-установщики, так и производители окон. В кризисные годы для оконного рынка данными работами стали заниматься и самозанятые граждане, которые часто занимаются этой деятельностью неофициально. У таких категорий граждан полностью отсутствуют какие-либо технологические документы, регламентирующие выполнение всего перечня работ, не говоря о требованиях по безопасности, связанных с текущим состоянием стен здания. В компаниях, занимающихся монтажными работами, инструкции по монтажу (демонтажу) окон содержат только технологические операции по выполнению демонтажа и монтажа. В них нет инструкции по обследованию состояния самого здания.

Работы по определению состояния здания должны проводиться на первичном этапе – в процессе замера окон. Инженер по замерам должен осмотреть конструкцию проема, особенно в старых зданиях. Выявить особенности и, при необходимости, указать на проблемы, связанные с демонтажем старых конструкций. Перед проведением работ в зданиях, имеющих большой срок эксплуатации, особенно кирпичных, необходимо провести детальное обследование несущих конструкций, и проводить работы в строгом соблюдении технологических регламентов работ, что, видимо, не было сделано при выполнении работ в школе.

 

В школе в Новоузенске Саратовской области рухнула крыша[3]

14 января 2019 года в Новоузенске Саратовской области в средней школе N 8 обрушилась крыша. Как стало известно, инцидент произошел в 8.30. Площадь обрушения составила 150 квадратных метров. В момент ЧП в здании находились около 150 школьников и педагогов. Никто из них не пострадал.

В областном министерстве образования подтвердили, что 14 января в школе обрушилась шиферная кровля площадью 20 на 8 квадратных метров. Все осколки упали на чердачный этаж, потолочные перекрытия не нарушены.

В Главном управлении МЧС по Саратовской области уточнили, что сигнал в дежурную часть поступил в 9.40. Обрушение произошло из-за большого скопления снега на крыше. Под его весом просела чердачная часть кровли пристройки школы. В ведомстве подтвердили, что пострадавших нет, эвакуация людей из здания не потребовалась. Учебные занятия в школе продолжаются.

 

В Курске обрушились перекрытия строящейся школы

19 января текущего года в Курске произошло обрушение перекрытия 4-го этажа строящейся школы при заливке бетона. К счастью, обошлось без пострадавших. При заливке бетона не выдержала стойка опалубки, площадь обрушения превысила 400 квадратных метров. На место сразу выехала комиссия, чтобы оценить ситуацию. По предварительным данным, не выдержала подпорная стойка смонтированной опалубки, что привело к лавинному обрушению всей конструкции на площади более 400 квадратных метров.

Строительство школы началось в конце 2016 года и должно было завершиться к декабрю 2020-го. По проекту это 4-этажное здание, рассчитанное на тысячу учеников, с бассейном и тремя спортзалами.

Сейчас стройка приостановлена. По итогам сложившейся ситуации Стройнадзор Курской области формирует межведомственную комиссию по установлению причин произошедшего и оценке состояния строительных конструкций.

 

Примечание редакции

Строительство и эксплуатация зданий и сооружений осуществляются в соответствии со строительными нормами и правилами, предусматривающими требования к основным помещениям в зависимости от их назначения, отоплению и вентиляции, водоснабжению и канализации, электротехническим устройствам и освещенности, кондиционированию и инсоляции воздуха. В процессе эксплуатации зданий и сооружений по разным причинам происходят нарушения требований строительных норм и правил, возникает необходимость их осмотра и ремонта.

Система планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений представляет собой совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, уходу и всем видам ремонта, проводимых в плановом порядке. Как правило, здания и сооружения подвергаются периодическим техническим осмотрам, которые могут быть общими и частными.

При полном (общем) осмотре обследуется здание или сооружение в целом, включая все его конструкции, в т.ч. инженерные системы, различные виды отделки и элементы внешнего благоустройства или комплекса зданий и сооружений.

При частичном осмотре обследованию подлежат отдельные элементы здания, сооружения и инженерных систем, конструкции или виды оборудования и их отдельные конструкции.

Обычно полные (общие) технические осмотры здания или сооружения проводятся два раза в год – весной и осенью. В образовательных учреждениях осмотр проводиться и перед началом учебного года.

Полный осмотр весной осуществляется после таяния снега. Его целью должно быть освидетельствование состояния здания или сооружения. При этом уточняются объемы работ по текущему ремонту, выполняемому в летний период, и выявляются при необходимости объемы работ по капитальному или текущему ремонту для включения их в план на предстоящий период.

Полный осмотр осенью производится с целью проверить подготовку здания или сооружения к зиме. К этому времени должны быть закончены в полном объеме работы по летнему текущему ремонту.

Кроме вышеуказанных осмотров, возможны внеочередные осмотры зданий и сооружений после стихийных бедствий (пожары, ураганные ветры, большие ливни или снегопады, колебания поверхности земли и т. д.) или аварий.

Кроме перечисленных задач по осмотру зданий, целью технических осмотров является также разработка предложений по улучшению технической эксплуатации зданий и качеству проведения всех видов ремонта.

В зависимости от размеров и структуры образовательной организации обязанности по наблюдению за эксплуатацией зданий и сооружений обычно возлагаются на службу АХЧ.

Результаты всех видов осмотров оформляются актами, в которых отмечаются обнаруженные дефекты, а также необходимые меры для их устранения с указанием сроков выполнения работ. На основании данных технических осмотров зданий и сооружений, отдельных конструкций и видов инженерного оборудования составляются годовые планы капитальных ремонтов, утверждаемые руководителем учреждения.

В зависимости от сроков эксплуатации зданий и сооружений и их состояния ремонтные работы подразделяются на два вида: текущие и капитальные.

К текущему ремонту относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей здания, сооружения и инженерных систем от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

К капитальному ремонту причисляются такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей здания и сооружения или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности реконструируемых объектов. Капитальный ремонт может быть комплексным, охватывающим здание или сооружение в целом, и выборочным, затрагивающим отдельные конструкции строения или вид инженерного оборудования.

Технические и экономические сведения о зданиях и сооружениях, которые необходимы при их эксплуатации, должны быть сосредоточены в техническом паспорте и журнале технической эксплуатации.

Технический паспорт – основной документ по строительству объекта, отражающий его конструктивные особенности и технико-экономическую характеристику. Паспорт составляется на каждое здание и сооружение, принятое в эксплуатацию.

Для учета работ по обслуживанию и текущему ремонту определенного здания или сооружения должен вестись журнал технической эксплуатации, в который вносятся записи обо всех выполненных работах по обслуживанию и текущему ремонту с указанием вида работ и места их проведения. Журнал технической эксплуатации здания и сооружения считается главным документом, характеризующим состояние эксплуатируемых объектов.

 

 

[1] Источник: https://regnum.ru.

[2] Источник: портал ОКНА МЕДИА.

[3] Источник: https://nversia.ru/

Другие статьи по теме
Категория: Управление образовательной организацией | Добавил: zdrav1 (12.04.2019)
Просмотров: 74