Ведомственный контроль деятельности государственных учреждений, подведомственных Министерству образования Калининградской области

Порядок осуществления ведомственного контроля за деятельностью государственных учреждений, подведомственных Министерству образования Калининградской области, утвержден приказом регионального Министерства образования от 25.08.2016 N 945/1. Документ определяет общие требования по организации и осуществлению ведомственного контроля за деятельностью государственных учреждений (далее - учреждения, объект контроля), подведомственных областному Министерству образования (далее - Министерство).

Утвержденный Порядок не применяется при осуществлении:

- государственного финансового контроля, проводимого в установленном порядке;

- контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- государственного контроля (надзора), процедура осуществления которого урегулирована Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

- внутреннего финансового аудита, предметом которого является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных структурными подразделениями главного администратора средств областного бюджета, подведомственными получателями средств областного бюджета, который проводится в соответствии с порядком осуществления внутреннего финансового аудита, утвержденным приказом Министерства образования Калининградской области;

- ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе исполнением государственных контрактов и гражданско-правовых договоров;

- контроля за исполнением государственного задания;

- иных видов специализированного контроля, порядок осуществления которых устанавливается иными нормативными правовыми актами.

Основными целями осуществления контроля за деятельностью учреждений являются:

- анализ качества предоставления услуг учреждениями;

- анализ и прогнозирование результатов деятельности учреждений;

- оценка достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бухгалтерского учета и (или) бюджетной отчетности;

- анализ и оценка состояния исполнения требований действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Калининградской области при осуществлении учреждением своей деятельности;

- принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Предметом ведомственного контроля является соблюдение учреждением в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований действующего законодательства по основным направлениям ведомственного контроля:

1) контроль качества предоставления услуг учреждениями:

- обеспечение качества, правомерности, правильности и своевременности предоставления государственных услуг;

- обеспечение условий пребывания воспитанников, обучающихся;

- обеспечение публичности деятельности учреждения;

- осуществление работы с жалобами получателей услуг и принятие мер по результатам рассмотрения жалоб получателей услуг;

- степень удовлетворенности потребителей качеством государственных услуг;

- соблюдение установленных законодательством прав и свобод обучающихся;

- анализ деятельности сотрудников учреждений в соответствии с введением утвержденных профессиональных стандартов;

- анализ норм нагрузок основного персонала учреждений;

- анализ использования кодекса этики и служебного поведения работников учреждений.

Контроль за качеством предоставления услуг учреждениями, подведомственными Министерству, возлагается на руководителей структурных подразделений Министерства, в ведении которых находятся проверяемые учреждения;

2) проверка исполнения требований законодательства по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности:

- проверка правомерности и обоснованности совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильности и своевременности отражения их в бюджетном учете и отчетности;

- обеспечение правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств;

- выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, бюджетной сметы;

- обеспечение целевого использования и сохранности недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением либо приобретенного им за счет средств, выделенных на приобретение такого имущества;

- деятельность учреждений по обеспечению соответствия основных (иных, не являющихся основными) видов деятельности учреждения целям, предусмотренным учредительными документами;

- деятельность учреждений по осуществлению основных видов деятельности, предусмотренных уставом учреждения, оказание услуг за плату, а также иных видов деятельности, не являющихся основными видами деятельности;

- применение цен (тарифов) на платные услуги.

Контроль за исполнением требований законодательства по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности учреждениями, подведомственными Министерству, возлагается на руководителей структурных подразделений Министерства, ответственных за указанное направление.

При организации и проведении контрольных мероприятий лица, осуществляющие контрольные мероприятия, обязаны руководствоваться нормами действующего законодательства.

Ведомственная проверка является основной формой проведения ведомственного контроля и представляет собой совокупность проводимых Министерством мероприятий по контролю в отношении подведомственных учреждений для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), предоставляемых ими услуг требованиям действующего законодательства, нормативных правовых актов.

Контрольные мероприятия подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные, могут проводиться по одному или нескольким направлениям ведомственного контроля.

Ведомственные проверки осуществляются на основе разрабатываемых ежегодных планов проверок и во внеплановом порядке. План проверок формируется на основании предложений профильных отделов Министерства и отражается в плане работы Министерства на новый учебный год в срок до 20 августа. Решение о внесении изменений в утвержденный план проверок принимается министром либо лицом, его замещающим, на основании предложений руководителей структурных подразделений Министерства.

Внеплановые проверки могут проводиться на основании:

1) получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления Калининградской области, прокуратуры и иных правоохранительных органов информации о предполагаемых или выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации и Калининградской области, регулирующих соответствующую сферу деятельности подведомственных Министерству учреждений;

2) обнаружения в представленных учреждениями документах нарушений действующего законодательства Российской Федерации и Калининградской области;

3) обращения граждан или юридических лиц с жалобой на нарушения законодательства Российской Федерации и Калининградской области, в том числе на качество предоставления услуг учреждениями;

4) непредставления учреждением в установленный срок информации об устранении нарушений, выявленных ранее в ходе проведения контрольных мероприятий;

5) неустранения нарушений, выявленных ранее в ходе проведения контрольных мероприятий;

6) по поручению министра либо лица, его замещающего.

Плановая (внеплановая) проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Документарные проверки проводятся Министерством путем изучения и анализа документов, сведений, информации, имеющихся в Министерстве и (или) представленных учреждением по письменному запросу Министерства, а также путем анализа информации, размещенной на официальном сайте учреждения в сети Интернет. Не позднее 3-го рабочего дня со дня получения запроса руководитель учреждения обязан представить в Министерство запрашиваемые документы, сведения, информацию.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства, письменная информация об этом направляется государственному учреждению с требованием представить в течение 5 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Министерство установит признаки нарушения обязательных требований, Министерство вправе провести выездную внеплановую проверку.

Срок проведения проверки составляет не более 30 рабочих дней с момента начала проверки. Срок проведения проверки может быть продлен лицом, назначившим проверку, на основании служебной записки должностного лица Министерства, осуществляющего такую проверку, но не должен превышать 60 календарных дней.

Проверка может быть приостановлена и возобновлена по приказу Министерства на основании мотивированного обращения проверяющего:

1) в случае непредставления проверяемым учреждением документов и информации или представления неполного комплекта истребуемых документов и информации и (или) при воспрепятствовании проведению проверки или уклонении от проверки на период устранения указанных обстоятельств;

2) на период замены проверяющих, а также болезни проверяющих;

3) при наличии иных обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение проверки по причинам, не зависящим от проверяющих.

На время приостановления проверки срок ее проведения прерывается.

19. Решение о возобновлении проведения проверки принимается после устранения причин приостановления проверки в соответствии с настоящим Порядком.

Решение о приостановлении (возобновлении) проведения проверки оформляется приказом Министерства.

Лицо, ответственное за проведение проверки, уведомляет руководителя учреждения о приостановлении (возобновлении) проведения проверки не позднее 1 рабочего дня со дня подписания приказа Министерства и знакомит под роспись руководителя учреждения с приказом Министерства о приостановлении (возобновлении) проведения проверки в течение 3 рабочих дней с момента подписания приказа Министерства.

Решение о назначении проверки оформляется приказом Министерства. В приказе о проведении проверки указываются:

1) наименование учреждения, проверка которого проводится, его место нахождения;

2) форма проведения проверки (плановая или внеплановая, документарная или выездная);

3) фамилия, имя, отчество, должность должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки;

4) цели проверки;

5) перечень направлений ведомственного контроля;

6) проверяемый период и срок ее проведения;

7) перечень документов, сведений, информации, которые подлежат представлению должностным лицам, осуществляющим проверку, с указанием срока представления;

8) лицо, ответственное за проведение проверки и составление заключения по результатам проверки.

Срок проведения проверки, персональный состав лиц, проводящих проверку, устанавливаются исходя из направлений и объема проверки.

Проведению проверки предшествует подготовительный период, в ходе которого проверяющие обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные данные, материалы предыдущих проверок, другие имеющиеся материалы, характеризующие деятельность проверяемого учреждения.

Лицо, ответственное за проведение проверки, уведомляет руководителя учреждения о дате предстоящей проверки не позднее чем за 1 рабочий день до ее начала посредством направления копии приказа Министерства о проведении проверки доступным способом (факсимильной связью, электронной почтой).

В день проведения выездной проверки лицо, осуществляющее проверку, знакомит руководителя учреждения путем вручения копии приказа Министерства о проведении проверки под роспись.

Контроль деятельности учреждений, находящихся в ведении Министерства, осуществляется путем опроса, исследований публичных источников, в том числе в сети "Интернет", наблюдения за исполнением услуг и анализа представленных документов.

Проверяющие определяют необходимость и возможность применения тех или иных методов изучения информации, объем выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающих возможность сбора требуемых сведений и доказательств.

Все проверяющие в соответствии с законодательством несут персональную ответственность за преднамеренное искажение результатов проверки, сокрытие фактов недостач, хищений, нарушение служебной этики, использование служебного положения в корыстных целях, неправильное и необъективное освещение и сокрытие коррупционной составляющей в акте о состоянии дел в проверяемом учреждении.

Проверяющие при осуществлении выездной проверки имеют право:

1) беспрепятственно входить и осматривать территорию и помещения, занимаемые учреждениями;

2) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами и с информацией, хранящейся в электронной форме в базах данных, относящейся к деятельности проверяемых учреждений, находящихся в ведении Министерства;

3) истребовать у руководителя учреждения документы, сведения и информацию при проведении проверки;

4) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов, сведений, информации учреждения, которые руководитель учреждения обязан представить не позднее 3 рабочих дней должностным лицам, проводящим проверку.

Результаты проверки оформляются в форме акта, который должен иметь сквозную нумерацию страниц, при этом нумерация приложений должна быть в порядке их упоминания в тексте акта, в тексте акта не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.

Акт проверки состоит из вводной, описательной и заключительной частей. Акт проверки может содержать предложения по устранению установленных в ходе проверки недостатков и нарушений, повышению доступности и качества оказываемых государственных услуг и эффективности использования бюджетных средств и имущества.

Вводная часть акта проверки должна содержать следующие сведения:

1) вид проверки: плановая или внеплановая, выездная, документарная или смешанная;

2) направления ведомственного контроля;

3) дата и место составления акта проверки;

4) основание назначения проверки (дата и номер приказа), в том числе указание на плановый характер либо проведение по обращению граждан или юридических лиц, требованию или поручению соответствующего органа;

5) фамилии, инициалы и должности лиц, осуществляющих проверку;

6) проверяемый период, метод проведения проверки - сплошной или выборочный;

7) срок проведения проверки;

8) сведения о проверяемом учреждении: полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основные цели и виды деятельности учреждения, имеющиеся лицензии на осуществление своей деятельности учреждениями;

9) сведения о лицах, присутствующих при проведении проверки.

Описательная часть акта проверки должна состоять из разделов в соответствии с направлениями ведомственного контроля проверки, должна содержать описание проведенной работы и выявленных нарушений по каждому вопросу проверки.

Заключительная часть акта проверки должна содержать обобщенную информацию о результатах проверки, основные выводы о допущенных нарушениях, оценку деятельности учреждения по вопросам проверки, срок устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, срок представления учреждением информации об устранении выявленных недостатков и нарушений.

При составлении акта проверки должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения. В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны:

1) положения законодательных и иных правовых актов, которые были нарушены (их структурная единица);

2) к какому периоду относится выявленное нарушение;

3) в чем выразилось нарушение.

В акте проверки не допускаются:

1) выводы и предположения, не подтвержденные соответствующими документами;

2) морально-этическая оценка действий должностных лиц и иных работников проверяемого учреждения.

Акт проверки составляется в течение 10 рабочих дней после окончания проведения проверки в двух экземплярах. Акт проверки подписывается всеми лицами, осуществляющими проверку учреждения, и утверждается министром. Один экземпляр акта в течение 5 рабочих дней вручается под роспись руководителю учреждения. В случае отказа руководителя проверяемого учреждения подписать или получить акт проверки в него вносится соответствующая запись. При этом акт проверки в тот же день направляется в адрес проверяемого учреждения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

По результатам контрольных мероприятий руководитель учреждения обязан устранить выявленные нарушения в срок, указанный в акте, и представить в Министерство информацию об устранении нарушений с приложением подтверждающих документов в сроки, установленные справкой, отчетом и актом. В случае неустранения нарушения в информации учреждения указываются причины и обоснования неустранения.

Своевременность представления информации об устранении нарушений руководителем учреждения контролирует лицо, ответственное за проведение контрольного мероприятия.

Руководитель учреждения имеет право направить ходатайство в Министерство о продлении срока для устранения нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, с указанием причин и обоснования. Указанное ходатайство рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня поступления лицом, ответственным за проведение контрольного мероприятия. По результатам рассмотрения ответственным должностным лицом составляется заключение об отказе в продлении срока или продлении срока, которое утверждается министром. Заключение направляется руководителю учреждения в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.

Лицо, ответственное за проведение контрольного мероприятия, в течение 10 рабочих дней после поступления информации об устранении нарушений учреждением готовит служебную записку на имя министра либо лица, его замещающего, о результатах исполнения учреждением указаний, предложений, рекомендаций, перечисленных в акте.

Министр либо лицо, его замещающее, принимает решение:

1) о снятии с контроля исполнения акта, составленного по результатам контрольных мероприятий;

2) о принятии мер воздействия в отношении руководителя учреждения в связи с неисполнением указания, предложения, рекомендаций и продлением контроля исполнения;

3) о проведении внеплановой проверки;

4) о проведении служебной проверки.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 10.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Управление образовательной организацией».

Код публикации: 19.05.

 

Другие статьи по теме
Категория: Методические материалы | Добавил: zdrav1 (10.09.2018)
Просмотров: 283