Психологический минимум для руководителей образовательных организаций: обзор основных научных школ и направлений в психологии

Эффективный менеджмент невозможен без применения современных управленческих технологий, основанных на принципах социальной и когнитивной психологии. К сожалению, уровень профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций в этой области не всегда соответствует современным требованиям. Это вполне объяснимо, ведь психология по своей сложности и объему теоретического и эмпирического материала занимает особое место среди наук о человеке и за последние годы стремительно развивается на основе современных методов исследований. Человеческий мозг – это целая вселенная. Проблема состоит еще и в том, что в современной психологии в результате ее исторического развития существуют многочисленные научные школы, теории и концепции, имеющие различные методологические подходы и различающийся понятийный аппарат. Все это отразилось на содержании научных публикаций и учебной литературы в области психологии управления. Часто одни и те же психические явления или процессы обозначаются различными терминами и определениями. Следует также учитывать, что большинство психологических понятий носит абстрактный гипотетический характер и часто трактуется даже специалистами по-разному. Хотя появление новых понятий и классификаций является одним из показателей развития науки, для обучения и практики социально-психологического управления чрезмерное их количество и детализация скорее «минус» чем «плюс». Для руководителей нужна понятная им теоретическая основа, не перегруженная многочисленными научными терминами, понятиями и ссылками на различные психологические теории.

Редакция журнала подготовила серию статей по вопросам психологии управления специально для руководителей органов управления образованием и образовательных организаций. Начинаем с исторического обзора основных научных направлений в психологии и психологических школ.

 

Психодинамическая теория Зигмунда Фрейда

Наиболее известная и критикуемая психологическая теория разработана венским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Основанный на ее положениях и выводах психоанализ отводит ведущую роль в психической деятельности человека инстинктивным бессознательным процессам, в первую очередь сексуального характера. Психическая деятельность индивидуума рассматривалась Фрейдом как результат сложного динамического взаимодействия сознания и неосознаваемых инстинктов, причем последние, по его мнению, обладают гораздо большим влиянием на мышление, поведение и эмоции человека.

Фрейд выделял три уровня психической деятельности индивидуума.

Во-первых, это сознание, состоящее из ощущений, осознаваемых в настоящий момент времени. По мнению Фрейда, только незначительная часть психической жизни осознается человеком, остальная (основная) часть лежит вне его сознания и контроля. В целях наглядности он образно представлял психическую жизнь в виде айсберга, когда мы имеем возможность наблюдать только его верхушку (сознание), а остальная его глубинная часть находится под водой и не видима нами.

Во-вторых, это предсознательный уровень, включающий наши знания, полученные в результате жизненного опыта, а также пережитые эмоции, которые легко могут перейти из предсознательного уровня[1] в область осознания. Связь между сознательным и предсознательным уровнями достаточно крепкая. Например, мы можем вспомнить прошедшие события и связанную с ними информацию, которая в настоящий момент времени нами не осознается, но может быть легко извлечена из области предсознательного.

И, наконец, третий, самый интригующий, могущественный и таинственный уровень – бессознательный. По мнению Фрейда, он представляет собой совокупность примитивных первобытных инстинктов, мотиваций, эмоций и ранних детских травмирующих воспоминаний, даже мысленная реализация которых угрожает нашей личности. В результате они вытеснены в сферу бессознательного. Но они продолжают оставаться в недрах нашей психики и влияют на нее, оставаясь при этом неопознанными нашим сознанием.

Впоследствии в дополнение к рассмотренным уровням, Фрейд ввел три новые взаимодействующие гипотетические структуры личности – ид, эго и суперэго. Кроме того, он разработал модели пяти психосексуальных стадий развития человека. Многие идеи Фрейда о механизмах возникновения тревоги и защитных механизмах эго нашли отражение в современной психологии. Концепцию психоанализа вообще отличает большое количество сфер применения. Это медицина, наука, политика, криминалистика, искусство, социология, история, религия и т.д.

Психодинамическая теория Фрейда сыграла исключительно важную роль в развитии психологии. И хотя многие ее положения справедливо подвергались (и подвергаются до сих пор) жесткой критике, ее значение трудно переоценить. Тем более, что многие положения теории Фрейда подтверждены клиническим опытом и результатами исследований. Психоанализ до сих пор является одним из самых популярных направлений в клинической психологии. Современная когнитивная психология не отрицает психодинамическую теорию Фрейда, но наполняет ее новым смыслом, раскрывая более тонкие механизмы мышления человека, включая его неосознанные аспекты.

Скандальная теория Фрейда с ее упором на сексуальность и агрессивность индивидуума не могла не вызвать стремления других психологов к ее пересмотру. Наиболее известными из них стали Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, которые вначале являлись приверженцами идей Фрейда, но впоследствии кардинально разошлись с ним по ряду основополагающих позиций психодинамической теории и создали собственные концепции. Оба ученых уделяли большее внимание влиянию социума на личность и преуменьшали воздействие скрытых сексуальных инстинктов на психическую жизнь человека. Другие постфрейдисты, даже придерживаясь психодинамической теории Фрейда и признавая его идеи о роли сексуальных инстинктов, раннего детского опыта, механизмах возникновения тревоги и др., придавали большее значение влиянию социума на личность человека.

 

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Адлер (1870-1937) является создателем теории «индивидуальной психологии». В ее основе лежат положения об индивидуальности, неделимости и целостности личности человека, которая находится в состоянии непрерывного развития. Согласно теории Адлера, поведение, мышление и эмоциональное состояние индивидуума необходимо рассматривать во взаимосвязи с социальными отношениями. Он писал: «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него». Учитывая особый акцент Адлера на социальный контекст, его по праву считают первым социальным психологом.

Адлер считал людей социальными созданиями и ввел в свою теорию понятие «социального интереса», который рассматривался им как чувство эмпатии по отношению к обществу и его членам, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с ними, причем скорее ради общественных, чем личных целей. Врожденный социальный инстинкт, по его мнению, заставляет людей отказываться от эгоистичных целей ради целей общества.[2]

Теория Адлера основана на системном подходе. Психическую жизнь индивидуума как единого целого он рассматривал только во взаимосвязи и взаимодействии с социальными системами – семьей, социальными группами и обществом в целом. Адлер в своих теоретических рассуждениях придерживается позиции индивидуальной субъективности, согласно которой люди мыслят и ведут себя в соответствии с собственными субъективными оценками об окружающей действительности. Эти оценки иногда могут соответствовать объективной реальности, но чаще всего – нет. Их невозможно проверить и эмпирически подтвердить, как например, веру в загробную жизнь. Однако верующие люди начинают вести себя в соответствии со своими религиозными убеждениями. Таким образом, поведение людей определяется их воображаемыми целями, часто не имеющих ничего общего с реальностью. Адлер назвал эти цели фиктивными, которые могут играть как конструктивную (например, соблюдение библейских заповедей), так и деструктивную роль. Пример последней – стремление нацистов к решению национального вопроса на основе идей превосходства арийской расы над другими.

По мнению Адлера, поведение человека определяется фиктивными жизненными целями, существующими не в будущем, а в нашем восприятии будущего. Таким образом, на людей гораздо большее влияние оказывают их ожидания, основанные на субъективной интерпретации опыта прошлого и настоящего, чем реальное положение дел. На основе этих идей Адлер разработал концепцию фикционного финализма, объясняющую поведение человека влиянием намеченных им самим целей в отношении будущего. Заметим, что современная психология придерживается аналогичной точки зрения, объясняющей поведение индивидуума.

В отличие от Фрейда, Адлер считал, что человек не является рабом своих инстинктов или внешних обстоятельств, хотя роль последних исключительно высока. По его мнению, люди достаточно свободны в выборе своих решений и стремятся к саморазвитию и совершенству. Кроме того, люди стремятся к превосходству, что является одной из базовых врожденных потребностей человека. Одним из проявлений стремления к превосходству является желание власти.[3] Адлер считал великое стремление вперед и вверх универсальным и общим для всех. Эта точка зрения соответствует современной теории эволюционного развития человека, утверждающей, что выживают и дают жизнеспособное потомство более сильные индивиды. Поэтому стремление к превосходству, возможно, могло закрепиться в процессе эволюции человечества.

Другим важнейшим направлением научной деятельности Адлера стало изучение стиля жизни, представляющего характерную для каждого индивидуума уникальную конфигурацию его личностных черт, мотивов и стилей поведения, мышления, эмоционального переживания. По его мнению, основные характеристики стиля жизни закладываются в возрасте до пяти лет и потом крайне трудно поддаются изменениям. Если последние и происходят, то, как правило, в рамках имеющихся ментальных структур, и их можно рассматривать скорее как эволюционное совершенствование уже сложившегося стиля жизни.

Большой вклад в развитие психологии Адлер внес своими работами в области изучения неврозов, проблем неполноценности, развития творческого «Я», влияния порядка (очередности) рождения на личность человека. Так, например, Адлер считал, что имеющаяся у последних детей склонность к сильной зависимости от других может впоследствии обернуться более высокой вероятностью возникновения у них алкоголизма, что впоследствии было подтверждено путем анализа заболеваемости алкоголизмом в разрезе порядковых номеров рождения этих больных. Так, казалось бы, чисто формальные психологические особенности индивидуума могут оказывать влияние на формирование его образа жизни и здоровья.

Теоретические положения Адлера до сих пор не потеряли своего научно-практического значения и широко применяются при решении самых различных проблем психологии.

 

Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга

Юнг (1875-1961) является создателем популярной и поныне аналитической теории личности, в основе которой лежат идеи о коллективном бессознательном и архетипах. По его убеждению, личность человека состоит из трех образований: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эго включает в себя наши мысли, эмоции, ощущения, которые мы осознаем. Личное бессознательное представляет собой воспоминания, которые когда-то нами осознанно воспринимались, но в силу своей эмоциональной недостаточности забыты. И, наконец, самый глубокий (и самый таинственный) слой нашей личности – коллективное бессознательное, вмещающий латентную информацию об эволюции человечества и даже наших человекообразных предков. Юнг считал, что в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре каждого индивидуума.

Согласно концепции Юнга, коллективное бессознательное состоит из так называемых архетипов – врожденных общечеловеческих психических образов, идей или воспоминаний. Механизмом их восприятия человеком является способность реагировать на внешние раздражители определенным образом. Например, у большинства людей имеется бессознательный страх перед змеями, возможно, исходящий из глубокого прошлого наших первобытных предков. Данный архетип определяет поведение, эмоции и мысли человека в отношении к змеям. По мнению Юнга, количество архетипов может быть очень большим, поэтому он выделил наиболее важные из них: персону, тень, аниму, анимус, самость. Более подробно об этом читайте в специализированной литературе.

Помимо аналитической психологии, Юнг известен как разработчик авторской классификации психологических типов. Он описал два основных направления психической деятельности: экстраверсию (ориентация на внешний мир) и интроверсию (ориентация на внутренний мир). Впоследствии Юнг расширил свою классификацию на основе рациональных (мышления и чувств) и иррациональных (ощущения и интуиции) функций психики, получив при их различном сочетании восемь основных психологических типов личности. На основе идей психологической типизации Юнга впоследствии был разработан известный опросник «Индикатор типа Майерс-Бриггс», широко используемый психологами в наши дни.

 

Эго-психология Эрика Эриксона

Творческое развитие Эриксоном (1902-1994) идей Фрейда о психосексуальном развитии на основе новых достижений социальной и биологической наук привело к созданию теории эго-психологии. В отличие от Фрейда в его концепции на первый план выходят не примитивные врожденные инстинкты, глубоко лежащие в бессознательной сфере личности (по терминологии Фрейда – ид), а эго – осознаваемая личностная структура, отвечающая за принятие решений и включающая когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Таким образом, эго-психология по сравнению с фрейдистской теорией рассматривает людей как менее подверженных воздействию скрытых бессознательных инстинктивных сил и как более рациональных, принимающих осознанные решения.

Особый акцент эго-психология делает на социальную адаптацию личности в процессе своего развития. Этот процесс Эриксон разделил на восемь возрастных стадий, каждая из которых наступает в определенное для нее время. По его мнению, полноценно функционирующая личность формируется только путем последовательного прохождения всех стадий. Само психосоциальное развитие индивидуума носит не равномерный, а ступенчатый характер. Каждый временной период характеризуется решением определенных эволюционных задач и социально-психологических проблем. Под влиянием внутренних и внешних (социальных) причин каждая стадия психосоциального развития достигает своей критической точки развития (кризиса) и сменяется следующей. При этом задачи предыдущего периода могут быть успешно решены, обогатив эго новыми положительными свойствами, или нет, и тогда в структуру личности могут встраиваться такие деструктивные качества, как базальное недоверие, чувство неполноценности, вины, стыда, что может повлечь в будущем негативные последствия для личности. Таким образом, от характера разрешения возрастного кризиса зависит последующее психическое состояние и социальная адаптация индивидуума, его поведение, мысли и эмоции. При этом Эриксон придавал роли общества и самим людям практически одинаковое значение в процессе формирования личности.

 

Гуманистическая теория Эриха Фромма

В гуманистической теории Фромма (1900-1980) рассматриваются вопросы взаимодействия психологических и социальных факторов. В отличие от Фрейда, Фромм особое значение уделяется влиянию на личность внешних социокультурных факторов, а не врожденным инстинктам. По его убеждению, формирование личности происходит в результате взаимодействия врожденных потребностей человека, действующих социальных норм, культуры и межличностных отношений. Изучая теорию Фрейда, Фромм пришел к мысли, что люди действуют иррационально и не осознают причин своего поведения. Труды Маркса указали ему на значение социально-политических сил в жизни человека. Создавая собственную теорию, Фромм особую роль отводит влиянию социальных, экономических, политических, культурных религиозных факторов на формирование и развитие личности человека.

 

Диспозиционное направление Гордона Олпорта

В основе диспозиционного направления лежит изучение черт личности – психологической предрасположенности реагировать определенным образом под влиянием различных факторов и в разнообразных ситуациях, что предполагает определенное постоянство индивидуума в своем поведении, мышлении и эмоциональном состоянии. Иначе говоря, черта – это предрасположенность вести себя, думать и чувствовать сходным образом в широком диапазоне ситуации. Олпорт считал, что каждая личность уникальна и характеризуется собственной конфигурацией личностных черт, определяющих поведение человека. Личностные черты достаточно устойчивы, что придает нашей психической деятельности определенное постоянство. Именно поэтому с течением времени сохраняется сложившаяся стабильность психических реакций на внешние социальные раздражители.

По мнению Олпорта, черта личности лишь относительно независима от остальных черт, а личность человека представляет собой сложную систему перекрывающих друг друга черт. Со временем он разделил личностные черты (так называемые диспозиции) по степени их выраженности и доминирования в системе личностных черт на три группы.

1. Кардинальная диспозиция, занимающая центральное место в психике индивидуума и практически полностью определяющая его поведение.

2. Центральные диспозиции не столь доминирующие количеством до 5-10.

3. Вторичные диспозиции.

Олпорт рассматривал личность человека как мотивированную саморазвивающуюся систему. Он считал главным мотивом поведения индивидуума в настоящем его планы на будущее. Именно поэтому Олпорт придавал исключительно большое значение когнитивным процессам. Он разработал концепцию функциональной автономии, в соответствии с которой действующая в настоящий момент мотивация напрямую не связана с прошлыми мотивами, т.к. связи между прошлым и настоящим в сознании человека носят скорее умозрительный, а не функциональный характер. Воспоминания о предшествующих мотивах перерабатываются мозгом и включаются в действующую установочную систему человека. Первоначальной причины уже давно нет, а человек продолжает вести себя по-прежнему, т.к. в результате когнитивных процессов у него появляются новые мотивы такого поведения. То, что было средством достижения какой-либо цели, становится целью само по себе. От себя добавим, что прошлое в сознании индивидуума подвергается определенной коррекции, чтобы лучше согласовываться с настоящим и не вызывать когнитивного диссонанса.

Теория черт личности Олпорта стала объектом нападок и обоснованных возражений со стороны многих психологов. Во-первых, они утверждали, что люди ведут себя по-разному в зависимости от ситуации независимо от личностных черт, т.е. в их поведении больше ситуационной специфичности, чем постоянства. Отметим, что современная социальная психология придерживается такого же мнения. Во-вторых, критики Олпорта считали, что личностные черты не более чем гипотетический ярлык определенного поведения индивидуума, т.е. в чертах отражаются наши стереотипы или представления о свойствах личности, ассоциативно связанные в нашем сознании с определенными видами поведения. В настоящее время споры между сторонниками теории черт личности Олпорта и сторонниками ситуационного подхода практически прекратились, т.к. все признали значение в психической жизни индивидуума как черт личности, так и ситуационных факторов. Такой подход, акцентирующий внимание на взаимодействии черт личности и ситуационных факторов, получил название интеракционизма. Ради справедливости следует отметить, что еще в 1937 году Олпорт писал, что «черты характера часто проявляются в одной ситуации и отсутствуют в другой», обозначив тем самым место интеракционизма в наши дни.

 

Структурная теория черт личности Реймонда Кеттела

Кеттел разрабатывал свою теорию на основе точных эмпирических методов исследования. С помощью факторного анализа впервые в психологической науке была предпринята попытка выделить и изучить основные черты личности. Кеттел, как и Олпорт, считал, что поведение человека в конкретной ситуации определяется его личностными чертами, степень выраженности которых зависит от сложного взаимодействия наследственности и влияния окружающей среды. Кроме того, на поведение человека, его мысли и эмоции оказывают влияние такие факторы как настроение человека и социальные роли, требуемые исполнения в определенных социальных ситуациях. Кеттелл считал, что с помощью точного измерения психологических проявлений и строгих математических процедур можно достаточно точно предсказать поведение человека посредством уравнения спецификации:

R = f (S, P),

где R – специфическая реакция индивидуума;

S – стимулирующая ситуация;

P – структура личности.

Для статистического анализа Кеттел использовал данные регистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при заполнении анкет (Q-данные) и данные объективных тестов (OT-данные).

По мнению Кеттела, личностные черты – это относительно стабильные виды психологических реакций человека в различных ситуациях. В результате статистического факторного анализа, ему удалось классифицировать черты личности на поверхностные и исходные.

Поверхностные черты личности представляют собой комплекс поведенческих характеристик. Например, проявления беспокойства и нерешительности могут быть взаимосвязаны и представлять собой манифестирующую черту невротизма. Напротив, основные исходные черты составляют ядро личности, определяющие постоянство поведения человека. В результате факторного анализа результатов психологического наблюдения статистически достоверного исследования Кеттел выделил 16 основных исходных черт, которые в настоящее время изучаются с помощью широко известного опросника Кеттела «Шестнадцать личностных факторов» (16 PF).

Кеттел считал, что исходные черты в зависимости от их происхождения можно разделить на два вида: конституциональные и сформированные окружающей средой (по его мнению, влияние окружающей среды определяет около двух третей характеристик личности, а наследственность – около трети). Кроме того, черты личности можно дополнительно разделить на способности (умения человека и эффективность их реализации), черты темперамента (эмоциональные особенности) и динамические черты (характеристики мотивационного механизма). Как и Олпорт, Кеттел разделяет личностные черты на общие для всех людей определенной культуры и уникальные, характерные для конкретных индивидуумов.

Проведя колоссальный объем исследований, Реймонд Кеттел внес исключительный вклад в развитие не только персонологии как таковой, но и в методологию психологического изучения на основе математических методов в целом.

 

Теория типов личности Ганса Айзенка

В отличие от Кеттела, Айзенк придавал большее значение в формировании черт личности наследственности и нейрофизиологическим факторам. Кроме того, они разошлись в методологии научных исследований. Айзенк считал, что психологическое исследование должно начинаться с выдвижения обоснованной гипотезы с последующей ее проверкой. Кеттел же вначале собирал обширный статистический материал и лишь потом с помощью факторного анализа выделял черты и изучал их взаимодействие между собой и другими переменными.

Согласно теории Айзенка, элементы личности расположены иерархически. На самом верху по значимости находятся суперчерты, оказывающие мощное влияние на проявление нижестоящих черт. Например, экстраверсия или интроверсия во многом определяет поведение человека. Учитывая значимость вышестоящих черт, Айзенкс разделяет людей по выраженности этих черт по типам. Вначале он выделяет два основных типа по проявлению таких суперчерт как «интроверсия – экстраверсия» и «нейротизм (нестабильность) – стабильность». В соответствии с этим людей можно разделить на четыре базовые группы (интроверт стабильный, интроверт невротичный, экстраверт стабильный, экстраверт невротичный), каждой из которых присущи определенные психологические характеристики. Причем каждый тип представляет не дихотомическое распределение черт (наличие или их отсутствие), а континуум с широким диапазоном их выраженности. Впоследствии Айзенк ввел в свою классификацию типов такую дополнительную черту как «психотизм – сила суперэго». По его мнению, люди с выраженными проявлениями психотизма более эгоцентричны, импульсивны и социально менее адаптированы.

Айзенк в своей теории сделал попытку увязать наличие определенных черт с нейрофизиологическими проявлениями деятельности человеческого мозга. На основе данных энцефалографических исследований была доказана связь между чертой «интроверсия–экстраверсия» и уровнями корковой активации. Черта «нейротизм–стабильность» оказалась тесно связанной с автономной нервной системой, в частности с лимбической системой, оказывающей сильное влияние на мотивацию и эмоциональное состояние. Научный поиск нейрофизиологической основы типа «психотизм – сила суперэго» продолжается.

Для определения рассмотренных выше основных черт личности Айзенком был разработан популярный и в наши дни «Личностный опросник Айзенка» (Eysenck Personality Questionnaire, EPQ).

 

Научающе-бихевиоральное направление Берреса Фредерика Скиннера

Рассмотренные выше теории при объяснении поведения человека во главу угла ставили преимущественно внутренние психические процессы и структуры. В теории Фрейда это были инстинктивные неосознанные процессы, в первую очередь сексуального характера. В теоретических построениях Юнга нашли свое отражение гипотетические архетипы – врожденные общечеловеческие психические образы, идеи и воспоминания. В теории Айзенка важнейшее место занимают личностные суперчерты. Хотя другие психологи-теоретики и придавали большое значение социально-культурным и наследственным факторам, роль последних рассматривалась, как правило, через внутренние ментальные структуры индивидуума.

Новый подход в изучении и объяснении механизмов поведения предложил американский психолог Б.Ф. Скиннер (1904-1990). В его теории на первое место выходят процессы научения, а не действие внутренних ментальных структур. Скиннер был убежден, что главным фактором, определяющим поведение человека, является влияние внешней среды. Он считал, что люди, по своей сути, очень сложные, но все же машины, функционирование которых зависит исключительно от внешних факторов, и поэтому роль свободной воли индивидуума в определении своего поведения крайне незначительна. Особый упор делался на анализ прошлого опыта индивидуума и его врожденные способности. При этом Скиннер придавал исключительно малое значение нейрофизиологическим и генетическим факторам в объяснении человеческого поведения.

Скиннер различал два вида поведения: респондентное и оперантное.

Респондентное поведение он рассматривал как действие на определенный стимул, который всегда предшествует по времени последующей реакции. В качестве примера можно привести сужение зрачка на воздействие сильного светового излучение или выделение слюны при помещении пищи в рот голодной собаки. Безусловные и условные рефлексы, изученные И.П. Павловым, относятся к классическим видам респондентного поведения.

Оперантное поведение, вызванное оперантным научением[4], в отличие от респондентного, наоборот, рассматривается как реакция на определенные будущие события, которые могут наступить после определенного действия, т.е. стимул по времени как бы следует за действием (поведением). Иными словами, за определенным поведением следует событие, которое и является стимулом этого поведения. Если это событие желательно для индивидуума, то его первоначальные действия закрепляются, т.е. имеют тенденцию к повторению в будущем. И, наоборот, без подкрепления (достижения желаемого результата) или при неблагоприятных последствиях индивид рано или поздно прекращает вести себя определенным образом. По мнению Скиннера, негативные последствия определенного поведения ведут к его прекращению. Если вы паркуете свою машину в неположенном месте, и каждый раз вас штрафуют за это на значимую для Вас сумму, то наверняка в следующий раз без особых причин вы не будете этого делать.

Концепция позитивного или негативного подкрепления, т.е. оперантного научения, занимает центральное место в теории Скиннера, согласно которой позитивно подкрепленное поведение имеет тенденцию повторяться, а неподкрепленное или наказуемое подавляется.

Выделяют два типа подкрепления: первичное и вторичное (условное) (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Определение и примеры первичного и вторичного подкрепления

 

Тип подкрепления

Определение

Примеры

Первичное подкрепление

Любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами и не требующие предварительной ассоциации с другими ассоциациями для удовлетворения биологической потребности.

Пища, вода, физический комфорт, секс, служащие для удовлетворения физиологических потребностей.

Вторичное (условное) подкрепление

Любое событие или объект, которые приобретают свойство подкреплять путем тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организма.

Деньги, власть, слава, внимание окружающих, социальное одобрение, привязанности, хорошие оценки и т.п.

 

Условное подкрепление при объединении с более чем одним первичным подкреплением генерализуется. Например, деньги позволяют покупать хорошую пищу, одежду и даже служить определенным сексуальным стимулом. Еще более сложные связи объединяют социально подкрепляющие стимулы, включающие в себя поведение других людей.

В своих работах Скиннер исследовал эффективность различных режимов подкрепления. Он выделял режим непрерывного подкрепления и режим прерывистого, или частичного подкрепления.

Режим непрерывного подкрепления, когда определенный тип поведения подкрепляется каждый раз, в реальной жизни встречается довольно редко. Как правило, это трудно практически осуществить или дорого. Гораздо более часто встречается режим прерывистого, или частичного подкрепления, когда оно происходит избирательно по определенным правилам или случайно. Скиннер выделял четыре вида такого подкрепления (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Классификация режима прерывистого (частичного) подкрепления по Скиннеру

 

N

Вид

Описание

Примеры

Примечание

1.

Режим подкрепления с постоянным соотношением

Подкрепление следует за событием и пропорционально затраченным усилиям или результату.[5]

Сдельная оплата, при которой величина денежного вознаграждения работника пропорциональна объему произведенной или проданной им продукции (услуг).

Обладает высоким уровнем оперантного научения.

2.

Режим подкрепления с постоянным интервалом

Подкрепление следует за событием через постоянные временные интервалы.

Повременная (ежегодная, ежеквартальная, ежемесячная, еженедельная, ежедневная и почасовая) оплата.

Мотивация поведения в середине интервала может снижаться. Например, усердие студентов в середине семестра, когда кажется, что до экзаменов еще далеко, часто является недостаточным.

3.

Режим подкрепления с вариативным соотношением

Подкрепление следует за событием без четкой связи получаемого результата с прилагаемыми усилиями.

Игра в азартные игры. Выигрыш непредсказуем, но игрок каждый раз на него надеется.

Угасание подобного поведения происходит очень медленно, т.к. индивид не знает, когда будет следующее подкрепление, но каждый раз на него надеется.

4.

Режим подкрепления с вариативным интервалом

Подкрепление следует за событием через различные временные интервалы.

Ожидаемые контрольные работы в учебных заведениях без точной даты их проведения. Ученики вынуждены все время находиться в «форме», готовясь к их выполнению.

Наблюдается высокая скорость реагирования и сопротивляемость угасанию.

 

Скиннера обоснованно считают родоначальником науки о поведении – бихевиоризма. В своей теории он однозначно отдавал предпочтение внешним оперантным, а не внутренним личностным факторам. По его мнению, поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется внешним окружением, которое нужно рассматривать как ключевой фактор формирования психики. Современная психология лишь частично разделяет идеи Скиннера о роли внешних ситуационных факторов в объяснении поведения, делая при этом упор на более сложные внутренние когнитивные процессы.

 

Социально-когнитивное направление Альберта Бандуры

Теории социального научения Альберта Бандуры и Джулиана Роттера (см. следующий абзац) в отличие от радикального бихевиоризма Скиннера рассматривают поведение человека не столь однозначно, учитывая сложную взаимосвязь внутренних психологических факторов (установки человека, их когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие) и внешних социальных факторов. В теории Скиннера доминирующую роль в процессе формирования определенного поведения играет внешняя среда. По мнению же Бандуры, поведение, личностные аспекты и социальное влияние являются взаимозависимыми компонентами: на поведение влияет социальное окружение, на которое в свою очередь воздействует поведение индивидуума. Бандура в отличие от Скиннера считал, что поведение человека формируется преимущественно через наблюдение или на основе примеров, а не посредством прямого опыта. В его концепции делается акцент на самостоятельные психические процессы индивидуума, определяющие человеческие поведение, мотивацию, эмоции. Бандура был убежден, что люди могут научиться контролировать свою жизнь, влияя на факторы окружающей среды. До этого наиболее распространенной точкой зрения было убеждение, что поведение, мотивация, эмоции человека в первую очередь зависят от внутренних причин, причем часто не осознаваемых человеком. Однако наличие сложных процессов взаимодействия внешних и внутренних факторов поставило под вопрос правомерность такой упрощенной модели поведения. Механизм функционирования индивидуума следует рассматривать скорее как результат взаимодействия поведения, когнитивных процессов и влияния окружающей среды, т.е. факторы предрасположенности к определенному типу поведения (диспозиционные факторы) и ситуационные факторы находятся в состоянии непрерывного взаимодействия и образуют систему с новыми (системными) свойствами. Данный подход в психологической науке получил название взаимного детерминизма (рис. 1).

 

Как видно из рисунка, поведение человека рассматривается как результат влияния внешнего окружения и личностных факторов. В свою очередь поведение воздействует на окружающую среду и личностные факторы, а личностные факторы соответственно влияют на поведение и на социальное окружении. По мнению Бандуры, поведение человека будет зависеть от силы воздействия указанных факторов. В одних случаях наиболее сильно внешнее социальное влияние (ситуационные факторы), в других – внутренние (диспозиционные). Заметим, что влияние ситуационных факторов будет зависеть не от их реального содержания, а от их субъективного восприятия (интерпретации) индивидуумом.

Бандура в отличие от Скиннера считал, что процесс научения возможен без внешнего подкрепления, и соответственно, можно учиться на основе наблюдений, анализируя поведение других людей. Когнитивные способности позволяют нам отойти от стратегии проб и собственных ошибок, закрепив позитивный или негативный опыт различных моделей поведения. Возможность научения на чужом опыте посредством вербальной передачи информации значительно повышает его эффективность. Достаточно наблюдать за поведением людей и его последствиями, чтобы сделать правильные выводы. При этом не надо совершать ненужные или опасные для себя и окружающих действия, чтобы получить необходимый жизненный опыт. В последствии эти модели поведения закрепляются и служат определенным ориентиром в дальнейшем поведении индивидуума. При разработке авторской концепции научения Бандура выделял четыре его основных компонента: процессы внимания, процессы сохранения информации, моторно-репродуктивные процессы и процессы мотивации.

 

Теория социального научения Джулиана Роттера

В конце 1940-х – начале 1950-х годов в психологии господствовали психоаналитическая и феноменологическая теории личности, ограниченность которых становилась все более ясной. Молодой американский ученый Джулиан Роттер поставил перед собой задачу разработать более четкую психологическую концепцию и формулу поведения людей. Его теория особое внимание уделяет взаимодействию когнитивных, мотивационных и ситуационных факторов для объяснения и прогноза поведения человека. Роттеру удалось даже вывести формулу поведения людей, включающие такие переменные как восприятие, ожидания и ценности. Он считал, что поведение человека целенаправленно, то есть люди стремятся к достижению определенных целей, и определяется ожиданием, что выбранное им поведение приведет к достижению этих целей. Они стремятся максимизировать поощрение и минимизировать или избегать наказания.

В своих теоретических построениях Роттер использовал четыре переменные, определяющие человеческое поведение: потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления и психологическую ситуацию.

Под термином «потенциал поведения» Роттер понимал вероятность определенного поведения при определенной ситуации под влиянием какого-то подкрепления. Например, регистратор поликлиники может ответить на необоснованную грубость пациента собственной грубостью или попытаться не обращать внимания на его излишне эмоциональной состояние и постараться миролюбиво решить возникшую проблему. Выбор действий здесь зависит от силы потенциала различных вариантов поведения регистратора, основанного на его прошлом опыте поведения в подобных ситуациях, имеющихся духовных ценностях и представлений, физического и эмоционального состояния.

Следующая переменная – «ожидание». Под ним Роттер понимал субъективную (с точки зрения индивидуума) вероятность получения определенного подкрепления. Например, врач, решая, прочитать ли ему ту или иную книгу по своей специальности, постарается перед принятием решения понять, даст ли она ему дополнительные знания для профессионального роста. Этот прогноз носит субъективный характер и может быть основан на предыдущем опыте работы врача со специализированной литературой, на основании которого он и делает свой вывод, или под влиянием чей-то рекомендации (социальное влияние). Таким образом, если врач не имеет положительного опыта изучения литературных источников в прошлом и рекомендаций, маловероятно, что он будет ожидать позитивных результатов и от прочтения данной книги. Если же работа с литературой по специальности, как правило, приносила ему новые профессиональные знания и чувство удовлетворения в прошлом, то его ожидание получения определенного положительного подкрепления (знаний) и в этот раз более вероятно. То есть, если человек при определенном поведении получал позитивное подкрепление, то такое поведение имеет тенденцию повторяться в будущем. При этом следует учитывать, что ожидания носят субъективный характер и могут быть завышенными или заниженными. Соответственно может меняться и поведение человека.

Третья переменная – «ценность подкрепления», которая, как и ожидания, носит субъективный характер и основана на прошлом опыте индивидуума. Ценность подкрепления в сознании индивидуума может меняться в зависимости от ситуации, а также в течение времени в связи с изменениями установочной системы человека. То, что важно в одной ситуации, может не иметь значения в другой.

И, наконец, четвертая переменная – «психологическая ситуация», опять же трактуемая с точки зрения индивидуума. Для человека ситуация является именно такой, какой он ее воспринимает. Интересно, что другие люди ее могут воспринимать совершенно по-другому (и столь же субъективно!), и тогда поведение, мысли и эмоции другого индивидуума могут восприниматься ими как неадекватные. Другому же наблюдателю может показаться все наоборот! Объективная точка зрения в психологии отсутствует по определению.

Роттер придавал исключительно важное значение влиянию социальной ситуации, а точнее, ее интерпретации человеком. По его мнению, личностные качества человека во взаимодействии с влиянием окружающей среды позволяют прогнозировать поведение человека. Например, студент медицинской академии по ряду причин может ожидать, что он не сдаст экзамен по анатомии. В соответствии с теорией Роттера мы можем предсказать с высокой вероятностью, что он бросит учебу или попытается что-то предпринять, чтобы не допустить столь плачевного результата.

Для прогноза поведения Роттер предлагает следующую формулу:

 

ПОТЕНЦИАЛ ПОВЕДЕНИЯ = ОЖИДАНИЕ + ЦЕННОСТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЯ

 

Концепция социального научения Роттера и его формула предсказания поведения научно обосновывает современные процессорные теории трудовой мотивации. Люди ожидают, что их труд приведет к запланированному результату, достигнутый результат – к вознаграждению, и что вознаграждение будет для них ценным и желанным. В противном случае трудовая мотивация начинает ослабевать.

По мнению Роттера, определение жизненных целей и потребностей человека позволяет предсказывать его поведение. Для этого он использует шесть основных потребностей: статус признания, защита-зависимость, доминирование, независимость, любовь и преданность, физический комфорт.

Теория Роттера, акцентируя внимание на социальных и когнитивных аспектах формирования модели поведения человека, уделяет большое значение взаимодействию индивидуума и его социального окружения.

 

Когнитивное направление Джорджа Келли

Родоначальником когнитивного направления в психологии по праву можно считать американского психолога Джорджа Келли (1905-1967). В соответствии с его теорией личностных конструктов, человек по своей сути является своеобразным исследователем, изучающим мир для лучшего с ним взаимодействия и на основе своего прошлого опыта строящим предположения о будущем. Люди заинтересованы в надежных методах предвидения событий, чтобы уменьшить неопределенность и действовать более эффективно. Подобно ученым, они выдвигают рабочие гипотезы об окружающей их действительности, с помощью которых пытаются предвидеть и контролировать будущие события, следят за тем, подтвердятся они или нет.

В основе теории Келли лежит так называемый конструктивный альтернативизм, означающий возможность выбора людьми альтернативных оценок действительности, а, следовательно, и альтернативного поведения. По его мнению, не существует политики, идеологии, принципов социальной справедливости и т.д., которые были бы абсолютно «верными». Все изменится, если люди просто посмотрят на мир с другой стороны. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой не может быть двух мнений. Людям предоставлена возможность самой различной интерпретации своего внутреннего субъективного и внешнего объективного мира. Поскольку факты и события существуют только в сознании человека, существуют различные способы их толкования. Объективная реальность возможно и существует, но разные люди осознают и трактуют ее по-разному. Реальность, по мнению Келли, это то, что истолковываем как реальность, а факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения. Особое значение при их интерпретации имеет жизненный опыт индивидуума.

Человек судит о мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он сам создает и пытается приспособить к окружающей действительности, причем не всегда удачно. Именно эти «понятийные системы, или модели» Келли определил как личностные конструкты. Последние представляют собой идеи или мысли, которые индивид использует для интерпретации и осознания объективной реальности. Понятийные системы, или модели, выступают в роли определенного и устойчивого способа осмысления своего внутреннего и внешнего мира.

Основной постулат теории личностных конструктов гласит, что поведение человека зависит от его прогноза будущих событий. В свою очередь прогноз будущего зависит от субъективной интерпретации прошлого и настоящего.

Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Каждый человек воспринимает действительность с позиции своего уникального личностного конструкта. Система конструктов каждого индивида уникальна. Личностные конструкты определяются жизненным опытом, применяются для прогноза будущих событий, изменяются или отбрасываются, если не в состоянии прогнозировать эти события. Люди расходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов, они часто даже говорят на разных языках не об одном и том же. Каждый человек специфически развивает в соответствии со своей возможностью прогнозировать события систему анализа, определяющую ранговые отношения между конструктами.

Люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, но и их организацией. Индивидуумы создают различную иерархию личностных конструктов в виде пирамидальной структуры. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одного человека не обязательно занимают такое же положение в системе другого, причем иерархические отношения конструктов со временем могут меняться. Система конструктов меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать будущее. Изменения в системе конструктов происходят тогда, когда человек встречается с новыми или незнакомыми явлениями, которые не согласуются с имеющейся системой. Жизненный опыт человека основан на пересмотре конструктов под влиянием текущих событий.

Несмотря на то, что с выхода основного научного труда Келли «Психология личностных конструктов» (1955 г.) прошло более полувека, основные положения его теории по-прежнему актуальны и используются в современной психологии.

 

Гуманистическое направление Абрахама Маслоу

Гуманистическое движение в психологии возникло в начале 1960-х годов как альтернатива психоанализу и бихевиоризму и получило название «третьей силы». Его основателем и духовным вдохновителем по праву считают Абрахама Маслоу (1908-1970). В отличие от психоанализа и бихевиоризма гуманистическая психология рассматривает людей не как иррациональные создания, в основе поведения которых лежат бессознательные инстинктивные силы, или как существа, сущность которых полностью определена влиянием окружающей среды, а как активных творцов своей жизни, обладающих свободой выбора и стремящихся к удовлетворению своих потребностей.

В основе гуманистической психологии лежат идеи экзистенциализма. Человек рассматривается как продукт собственного развития, а не как слепое отражение действия наследственных и внешних сил. При этом индивидуум динамичен, постоянно находясь в процессе своего развития, свободен в своих поступках и ответственен за них.

С точки зрения представителей гуманистического направления сущность человека в целом добродетельна. Индивид рассматривается как единое целое, а не как сумма каких-то частей или структур, что соответствует системному походу к изучению личности человека.

Сторонники гуманистического направления считали неправильным изучение психических процессов человека с помощью экспериментов на животных, считая, что люди обладают только им принадлежащими системными свойствами, в основе которого лежит их жизненный опыт. Иначе говоря, понять поведение, эмоции и мысли индивидуума возможно только на основе изучения его субъективного восприятия объективной действительности.

Особое внимание Маслоу уделял творческому потенциалу индивидуума. По его мнению, творчество – это универсальная функция человека и может проявляться практически во всех видах деятельности.

Однако наиболее известен Маслоу как разработчик концепции иерархии потребностей, имеющей исключительно важное научно-практическое значение. Именно процессы удовлетворения потребностей и мотивации человека стали ядром его гуманистической теории. Иерархическая система потребностей по Маслоу представлена в табл. 3. Как правило, потребности, расположенные выше, проявляются после того, как удовлетворены нижестоящие потребности. При этом Маслоу считал, что потребности почти никогда не бывают удовлетворены на все 100 %. В последствии он выделил две группы мотивов: дефицитарные, направленные на удовлетворение низкоуровневых потребностей, в первую очередь физиологических потребностей, и потребностей безопасности, и мотивы роста, имеющие отдаленные цели личного совершенствования и самоуважения. Маслоу выдвинул гипотезу, что потребности роста, как и дефицитарные потребности, имеют генетическую природу. Как автор книг, Маслоу широко известен своими описаниями самоактуализирующихся людей. Более подробно с его теорией мотивации можно ознакомиться в специальной литературе.

 

Таблица 3

 

Иерархическая система потребностей по Маслоу

 

N п/п

Потребности

1.

Потребности самоактуализации (потребности личного совершенствования)

2.

Потребности самоуважения и уважения другими

3.

Потребности принадлежности и любви

4.

Потребности безопасности и защиты

5.

Физиологические потребности

 

Феноменологическое направление Карла Роджерса (1902-1987)

Основная идея фенологической теории заключается в том, что поведение человека определяется его субъективным восприятием окружающего мира. В соответствии с этой концепцией объективная реальность воспринимается и интерпретируется людьми по-разному и сугубо индивидуально. В контексте феноменологической теории, реально только то, что существует во внутреннем мире индивидуума. Таким образом, на наши поведение, мысли и эмоции влияет не объективные характеристики окружающего нас мира, а то, как мы реагируем (исключительно субъективно!) на него. Следовательно, чтобы понять поступки, чувства и мысли людей, требуется изучение механизмов его внутренних переживаний и субъективного восприятия и интерпретации объективной реальности на основе жизненного опыта. При этом люди, по мнению Роджерса, свободны в своих решениях, имеют широкие внутренние возможности для изменения своей жизни и контроля своих действий при соответствующих условиях. Как и в гуманистической теории Маслоу, индивидуумы рассматриваются Роджерсом как добрые в своей сущности создания, обладающие стремлением к совершенству. Однако в отличие от концепции Маслоу, Роджерс считал, что личность и поведение человека определяются особенностями восприятия окружающей действительности, а не иерархической системой собственных потребностей.

 

Заключение

Нами были рассмотрены основные научные направления в психологии и психологические школы. Несмотря на все их разнообразие, несхожесть принципов, основных положений и подходов к объяснению психической деятельности человека, и даже эмпирическое подтверждение их казалось бы противоречивых, а порой просто антагонистических теоретических принципов, все-таки их объединяет гораздо большее, чем кажется на первый взгляд. Мы, безусловно, принимаем, несмотря на определенные противоречия, когнитивную, гуманистическую и феноменологическую теории. Мы не отвергаем эмпирически подтвержденную концепцию социального научения как ключевой момент бихевиористских наук. Не отказываемся мы и от психоанализа. Возможно, многие их различия носят ситуационный характер и субъективные особенности исследователей.

Несмотря на кажущуюся противоречивость, все рассмотренные нами теории получили в той или иной степени эмпирическое подтверждение, поэтому рассматривать их как антагонистические теории, наверное, было бы не правильно. Каждое из направлений внесло свой определенный вклад в развитие психологии, обогатив ее новыми идеями, эмпирическими данными и практическими методами изучения, прогноза и корректировки психической деятельности человека.

Вместе с тем существует настоятельная потребность интеграции разрозненных теоретических построений и накопленных научных фактов с целью построения единой психологической концепции человека. Понятно, что такая концепция будет находиться в состоянии постоянного развития, не исключая коренные перестройки нашего восприятия психических процессов на основе последних достижений психологической науки, включая выделившиеся в самостоятельные научные дисциплины нейрофизиологию, когнитивную психологию, эволюционную теорию развития человеческого мозга и ряд других научных направлений. Большое значение имеет развитие методологической и инструментальной базы проведения исследований в области психологии на основе современных информационных технологий, появления новых инструментальных методов и соответствующего оборудования для изучения структуры человеческого мозга и его функций.

Новая интегрированная теория должна иметь стройную структуру, быть достаточно краткой и доступной для понимания и восприятия в процессе обучения и профессиональной подготовки специалистов, в т.ч. не психологического профиля.

Объем статьи не позволил отразить все аспекты и этапы развития психологии, однако положения основных психологических теорий в ней представлены. Более подробно с ними и биографиями их авторов можно ознакомиться в книге Хьелла Л., Зиглера Д. «Теории личности», которая использовалась при подготовке данной публикации.

 

[1] Предсознательный уровень психологи называют «доступной памятью».

[2] Данное утверждение в целом соответствует современной эволюционной теории социальной психологии.

[3] Базовые потребности человека лежат в основе его мотивации, поэтому идеи Адлера о превосходстве, стремлении к власти и совершенствовании широко используются в современных теориях трудовой мотивации.

[4] Оперантное научение (или иначе инструментальное научение) – разновидность научения, при которой определенное поведение подкрепляется и становится более вероятной в будущем.

[5] Затраченные усилия и результаты деятельности не всегда находятся в прямой зависимости.

 

Другие статьи по теме
Категория: Методические материалы | Добавил: zdrav1 (31.10.2020)
Просмотров: 92