Методические рекомендации по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и

1. Общие положения

 

Настоящие методические рекомендации[1] по приобретению средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения целевой модели цифровой образовательной среды (далее соответственно – методические рекомендации, обновление материально-технической базы ЦОС) в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (далее – федеральный проект) разработаны в целях обеспечения исполнения федерального проекта, в том числе в целях установления требований к результатам использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта в части развития материально-технической базы, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций для обеспечения внедрения целевой модели цифровой образовательной среды.

Требования, приведенные в настоящих методических рекомендациях, являются минимальными. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) при реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС вправе обеспечивать требования, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями.

Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС осуществляет федеральное государственное автономное учреждение «Фонд новых форм развития образования», являющееся частью ведомственного проектного офиса национального проекта «Образование» (далее – Федеральный оператор).

 

2. Порядок реализации мероприятий

 

Высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется издать распорядительный акт, утверждающий:

- регионального координатора, под которым понимается уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или региональный ведомственный проектный офис, обеспечивающий реализацию мероприятий по внедрению целевой модели ЦОС;

- комплекс мер (дорожную карту) по обновлению материально-технической базы ЦОС в соответствии с Приложением N 1 к настоящим методическим рекомендациям;

- перечень общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляются мероприятия по обновлению материально-технической базы ЦОС.

При формировании перечня общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, в которых осуществляются мероприятия по обновлению материально-технической базы ЦОС, рекомендуется учитывать:

- очередность обеспечения образовательных организаций интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/с для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/с для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и в поселках городского типа, и гарантированным интернет-трафиком в рамках реализации других результатов федерального проекта;

- уровень материально-технического обеспечения средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием, в том числе износ (устаревание) существующих средств вычислительной техники и обеспеченность обучающихся и педагогических работников средствами вычислительной техники;

- положения Методических рекомендаций по информационно-телекоммуникационной инфраструктуре образовательных организаций, направленных в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмом Минкомсвязи России от 12 июля 2019 г. N ОИ-П19-070-15601.

 

3. Принципы реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС

 

Целевая модель цифровой образовательной среды (далее – целевая модель ЦОС) утверждена приказом Минпросвещения России от 2 декабря 2019 г. N 649 и предусматривает реализацию мероприятий по развитию материально-технической базы, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций.

Развитие материально-технической базы, информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры образовательных организаций направлено на внедрение целевой модели ЦОС и включает следующие мероприятия:

- обеспечение образовательных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет со скоростью не менее 100 Мб/с для городской местности и не менее 50 Мб/с для сельской местности и оплата гарантированного трафика;

- создание и модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций, структурированных кабельных систем и локальных вычислительных сетей, системы контроля и учета доступа, видеонаблюдения на объектах образовательных организаций, направленных на обеспечение мер комплексной безопасности и осуществления образовательного процесса;

- оснащение образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием.

Обеспечение высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также создание и модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций осуществляется в соответствии с требованиями к услугам связи, определяемыми Минкомсвязи России по согласованию с Минпросвещения России, в рамках реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».

Оснащение общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций средствами вычислительной техники, программным обеспечением и презентационным оборудованием осуществляется субъектами Российской Федерации (органами местного самоуправления) за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

При реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС необходимо учитывать следующие принципы:

- обеспечение технологической связанности оборудования и средств обучения и воспитания с федеральными, региональными (муниципальными) информационными ресурсами и сервисами, в том числе федеральной информационно-сервисной платформой цифровой образовательной среды;

- обеспечение полного и эффективного использования закупаемой материальной технической базы, в том числе ее использование (включая перемещение внутри образовательной организации) для различных предметных областей, урочной и внеурочной деятельности, мероприятий (олимпиад) и других целей;

- обеспечение педагогических работников и других сотрудников образовательной организации современными и актуальными цифровыми возможностями, в том числе в целях обеспечения автоматизации их деятельности, снижения административной нагрузки, а также обеспечения возможностей для дистанционного развития профессионального мастерства.

 

4. Требования к комплектованию набора средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы ЦОС

 

Минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество средств обучения и воспитания (далее – инфраструктурный лист) определяются региональным координатором на основе примерного перечня средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы ЦОС, приведенного в Приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям, а также примерного типового инфраструктурного листа, определяемого Федеральным оператором.

Количество и комплектность приобретаемого оборудования зависит от количества обучающихся в соответствующей образовательной организации.

Региональный координатор обеспечивает согласование инфраструктурного листа с Федеральным оператором в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным оператором.

При проведении закупок средств обучения и воспитания из инфраструктурного листа для реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы ЦОС рекомендуется отдавать предпочтение оборудованию отечественных производителей при эквивалентных технологических характеристиках.

При осуществлении государственных и муниципальных закупок необходимо руководствоваться актуальными нормами законодательства Российской Федерации, в том числе:

- о предоставлении приоритета товарам российского происхождения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»;

- об ограничениях на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ»;

- о применении национального режима при осуществлении закупок, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- об учете требований антимонопольного законодательства в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, в том числе планирование начальных (максимальных) цен исходя из рыночных цен товаров в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В целях унификации и обеспечения единых условий осуществления образовательной деятельности субъектам Российской Федерации рекомендуется обеспечивать проведение централизованных закупок для образовательных организаций, в которых реализуются мероприятия по обновлению материально-технической базы ЦОС, с учетом соблюдения требований действующего законодательства.

 

Приложение N 1

к методическим рекомендациям

 

КОМПЛЕКС МЕР (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

N

Наименование мероприятия

Ответственный

Результат

Срок

1

Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за внедрение целевой модели ЦОС

Региональный координатор

Распорядительный акт регионального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования (далее – распорядительный акт РОИВ)

25 августа × <1> – 1 года

2

Согласован и утвержден перечень общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, принимающих участие в реализации мероприятий по внедрению целевой модели ЦОС (по форме, определяемой федеральным оператором)

Региональный координатор

Письмо ведомственного проектного офиса и акт РОИВ/РВПО

30 октября × – 1 года

3

Утвержден медиаплан информационного сопровождения мероприятий по внедрению целевой модели ЦОС

Региональный координатор

Распорядительный акт РОИВ

15 октября × – 1 года

4

Сформирован и утвержден перечень оборудования для внедрения целевой модели ЦОС (инфраструктурный лист)

Региональный координатор, федеральный оператор

Утвержденный инфраструктурный лист

Согласно отдельному графику федерального оператора

5

Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»

Региональный координатор

Финансовое соглашение

15 февраля × года, далее ежегодно (при необходимости)

6

Объявлены закупки оборудования для внедрения целевой модели ЦОС

Региональный координатор

Извещения о проведении закупок

31 марта × года

7

Закуплено, доставлено и налажено оборудование

Региональный координатор

Товарные накладные

20 августа × года

8

Проведен мониторинг хода реализации мероприятий по внедрению целевой модели ЦОС в соответствии с методическими рекомендациями

Региональный координатор, федеральный оператор

По форме, определяемой Минпросвещения России или федеральным оператором

1 марта × года;

1 июня × года;

30 августа × года

--------------------------------

<1> Где × – год получения субсидии.

 

Приложение N 2

к методическим рекомендациям

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

N

Наименование оборудования

Краткие примерные технические характеристики

Ед. изм.

1

МФУ (принтер, сканер, копир)

- Тип устройства: МФУ;

шт.

- цветность: черно-белый;

- формат бумаги: не менее A4;

- технология печати: лазерная;

- рекомендуемое количество: не менее 1 шт.

2

Ноутбук для управленческого персонала

- Форм-фактор: ноутбук;

шт.

- жесткая, неотключаемая клавиатура: наличие;

- диагональ экрана: не менее 14 дюймов;

- разрешение экрана: не менее 1920 × 1080 пикселей;

- производительность процессора (по тесту PassMark – CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 7500 единиц;

- объем оперативной памяти: не менее 8 Гб;

- максимальный поддерживаемый объем оперативной памяти: не менее 20 Гб;

- объем встроенного накопителя: не менее 1000 Гб;

русская раскладка клавиатуры: наличие;

- наличие предустановленной операционной системы с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающей работу распространенных образовательных и общесистемных приложений;

- рекомендуемое количество: не менее 6 шт.

3

Ноутбук педагога

- Форм-фактор: трансформер;

шт.

- жесткая, неотключаемая клавиатура: наличие;

- сенсорный экран: наличие;

- угол поворота сенсорного экрана: 360 градусов;

- диагональ сенсорного экрана: не менее 14 дюймов;

- разрешение сенсорного экрана: не менее 1920 × 1080 пикселей;

- производительность процессора (по тесту PassMark – CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 7500 единиц;

- объем оперативной памяти: не менее 8 Гб;

- объем SSD: не менее 256 Гб;

- русская раскладка клавиатуры: наличие;

- стилус в комплекте: не менее 1 шт.;

- предустановленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений: наличие;

- рекомендуемое количество: не менее 2 шт.

4

Интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением

- Размер экрана по диагонали: не менее 1880 мм;

компл.

- разрешение экрана: не менее 3840 × 2160 пикселей;

- встроенные акустические системы: наличие;

- количество одновременно распознаваемых касаний сенсорным экраном: не менее 20 касаний;

- высота срабатывания сенсора экрана: не более 3 мм от поверхности экрана;

- время отклика сенсора касания (интервал времени между обновлениями данных о текущих координатах объектов касания): не более 10 мс;

- функция распознавания объектов касания (палец или безбатарейный стилус): наличие;

- количество поддерживаемых безбатарейных стилусов одновременно: не менее 2 шт.;

- функция подключения к сети Ethernet проводным и беспроводным способом (Wi-Fi): наличие;

- возможность использования ладони в качестве инструмента стирания либо игнорирования касаний экрана ладонью: наличие;

- интегрированный датчик освещенности для автоматической коррекции яркости подсветки: наличие;

- функция графического комментирования поверх произвольного изображения, в том числе от физически подключенного источника видеосигнала: наличие;

 

 

- интегрированные функции вывода изображений с экранов мобильных устройств (на платформе Windows, MacOS, Android, ChromeOS), а также с возможностью интерактивного взаимодействия (управления) с устройством-источником: наличие;

 

- интегрированный в пользовательский интерфейс функционал просмотра и работы с файлами основных форматов с USB-накопителей или сетевого сервера: наличие;

- поддержка встроенных средств дистанционного управления рабочими параметрами устройства через внешние системы: наличие;

- наличие вычислительного блока, устанавливаемого в специализированный слот на корпусе интерактивного комплекса, позволяющий выполнять снятие и установку блока, не разбирая интерактивный комплекс, содержащий разъем подключения вычислительного блока;

- наличие разъема для подключения вычислительного блока – должен иметь как минимум контакты электропитания вычислительного блока от встроенного блока питания интерактивного комплекса, контакты для подключения цифрового видеосигнала и USB для подключения сенсора касания;

- разрешение на выходе видеоадаптера вычислительного блока при работе с интерактивным комплексом: не менее 3840 × 2160 пикселей при 60 Гц;

 

 

- производительность процессора вычислительного блока (по тесту PassMark – CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 7000 единиц;

 

- объем оперативной памяти вычислительного блока: не менее 8 Гб;

- объем накопителя вычислительного блока: не менее 128 Гб;

- наличие у вычислительного блока беспроводного модуля Wi-Fi;

- максимальный уровень шума при работе вычислительного блока: не более 30 дБА;

- наличие мобильного металлического крепления, обеспечивающего возможность напольной установки интерактивного комплекса с возможностью регулировки по высоте в фиксированные положения;

- предустановленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений: наличие;

- интегрированные средства, обеспечивающие следующий функционал:

 

 

 

- создание многостраничных уроков с использованием медиаконтента различных форматов,

 

 

- создание надписей и комментариев поверх запущенных приложений,

 

- распознавание фигур и рукописного текста (русский, английский языки),

 

- наличие инструментов рисования геометрических фигур и линий,

- встроенные функции:

 

- генератор случайных чисел,

 

- калькулятор,

 

- экранная клавиатура,

 

- таймер,

 

- редактор математических формул,

- электронные математические инструменты:

 

- циркуль,

 

- угольник,

 

- линейка,

 

- транспортир,

- режим «белой доски» с возможностью создания заметок, рисования, работы с таблицами и графиками,

- импорт файлов форматов: *.pdf, *.ppt;

- рекомендуемое количество: не менее 2 шт.

5

Ноутбук мобильного класса

- Форм-фактор: трансформер;

шт.

- жесткая клавиатура: наличие;

- наличие русской раскладки клавиатуры;

- сенсорный экран: наличие;

- угол поворота сенсорного экрана (в случае неотключаемой клавиатуры): 360 градусов;

- диагональ сенсорного экрана: не менее 11 дюймов;

- производительность процессора (по тесту PassMark – CPU BenchMark http://www.cpubenchmark.net/): не менее 2100 единиц;

- объем оперативной памяти: не менее 4 Гб;

- объем накопителя SSD/eMMC: не менее 128 Гб;

- время автономной работы от батареи: не менее 7 часов;

- вес ноутбука: не более 1,45 кг;

- стилус в комплекте: не менее 1 шт.;

- корпус ноутбука должен быть специально подготовлен для безопасного использования в учебном процессе (иметь защитное стекло повышенной прочности, выдерживать падение с высоты не менее 700 мм, сохранять работоспособность при попадании влаги, а также иметь противоскользящие и смягчающие удары элементы на корпусе);

- предустановленная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающая работу распространенных образовательных и общесистемных приложений: наличие;

- рекомендуемое количество: не менее 30 шт.

 

Источник: журнал «Управление образовательной организацией» N 2020/01

 

 

[1] Утверждены распоряжением Министерства просвещения РФ от 17.12.2019 N Р-135.

Другие статьи по теме
Категория: Методические материалы | Добавил: zdrav1 (18.01.2020)
Просмотров: 133