Методические рекомендации по комплектованию школьных библиотек

Комплектование – одно из основных видов деятельности библиотеки. От качества комплектования зависит полнота фонда, пропорциональность его по тематике, степень удовлетворения информационной потребности пользователей. Комплектование, в свою очередь, зависит от систематического изучения состояния фонда и информационной потребности пользователей, а также наличия планового финансирования на оснащение школьных библиотек.

Критерием полноты комплектования фонда библиотеки является возможность оперативного удовлетворения 75 – 80% информационных потребностей пользователей. Рост количества нереализованных запросов в библиотеке свидетельствует о недостаточном комплектовании и требует изучения качественного состава фонда.

Предлагаем несколько основных методов изучения качественного состава фонда и его комплектования.

1. Сопоставление фактического состояния фонда с его примерной моделью.

Выявление отличий в структуре фонда с его примерной моделью помогут библиотекарю выделить отдельные отрасли знания, требующие комплектования. Для более качественного изучения отраслевого состава фонда рекомендуем составить сравнительную таблицу отраслевого распределения фонда по следующей форме.

 

Сравнительная таблица отраслевого распределения

основного фондабиблиотеки общеобразовательного учреждения

 

N

Отрасль знания

Раздел ББК[1]

% примерной модели

Всего экземпляров

% от всего фонда

Имеющаяся литература

Решение о комплектовании

Справочники

Энциклопедии

Научно-познавательная

Другое

1

Техника

3

2 – 3

59

2,3

10

3

46

 

Не нуждается

--------------------------------

<*> Составляется по всем разделам основного фонда.

 

Проведение сравнительного анализа позволит выявить отрасли знания, требующие пополнения фонда, предпочтительные виды литературы (справочники, научно познавательная и др.).

Данные таблицы уточняются периодически один раз в три – четыре года и служат основанием для составления плана комплектования библиотеки.

2. Изучение читательского спроса на конкретный документ, имеющийся в фонде библиотеки.

Данный метод является наиболее эффективным в изучении качества фонда библиотеки. Для изучения читательского спроса на документ библиотекарю необходимо определить следующие параметры: какие разделы фонда намечены для изучения и время сбора данных по выдаче документов. На отобранные документы прикрепляется листок с указанием автора и названия, где в течение установленного времени отмечается дата выдачи. По истечении установленного срока документы просматривают и открепляют листки.

Работа по изучению читательского спроса на документ осуществляется по следующим показателям:

- отсутствие спроса;

- единичный спрос (редкий спрос);

- пульсирующий спрос (сезонный спрос, вызванный потребностью учебного процесса);

- стабильный спрос (литература пользуется спросом разных категорий пользователей в течение всего года);

- повышенный спрос (ажиотажный спрос, вызванный рекомендациями коллег, для учащихся – педагогов, товарищей).

3. Отбор документов старых лет издания, не являющихся в полной мере достоверными источниками информации.

Преобладание в фонде устаревшей, изношенной литературы с целью сохранения его отраслевой структуры или объема фонда неизбежно приведет к невозможности реализации потребности образовательного процесса в современной информации.

Выявить разделы фонда с преобладанием морально устаревшей литературы поможет анализ нереализованных запросов пользователей (отказов). Наиболее удобная форма работы с отказами пользователям является картотека отказов. В ней фиксируются данные на запрошенные, но отсутствующие в фонде документы, а также темы запросов, на которые информация не была предоставлена или предоставлена не в полном объеме.

4. Комплектование фонда многоэкземплярными изданиями.

Сложным для школьного библиотекаря является вопрос экземплярности приобретаемой литературы. Избыточная экземплярность так же как недостаточная отрицательно влияет на состав фонда и его работоспособность.

Для определения оптимальной экземплярности документов рекомендуем ориентироваться на нормы расчета, разработанные Государственной научной педагогической библиотекой им. К.Д.Ушинского. Некоторые из них приводим в настоящих рекомендациях:

- художественная литература для программного изучения – одна книга на двух учащихся (1:2);

- художественная литература для внеклассного чтения – одна книга на трех учащихся (1:3);

- хрестоматии по литературе – одна книга на двух учащихся (1:2);

- хрестоматии по истории и общественным наукам – одна книга на пять учащихся (1:5);

- хрестоматии по географии, биологии, физике – одна книга на десять учащихся (1:10).

Использование методов изучения состава фонда, предложенных в данных рекомендациях, помогут библиотечным работникам выявить недостатки в состоянии фонда и первоочередную потребность в комплектовании, разработать конкретный план комплектования.

Комплектование фонда по результатам изучения его состояния и выявления отраслей, наиболее нуждающихся в книжном пополнении, позволит обеспечить учебный процесс литературой, максимально удовлетворить потребности учащихся в познавательной литературе, будет способствовать созданию условий педагогам в непрерывном повышении квалификации.

 

Источник: журнал «Управление образовательной организацией» N 2019/06

 

 

[1] Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) – национальная классификационная система России. Применение ББК и других классификационных систем в России регламентируется рядом Государственных стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.

Другие статьи по теме
Категория: Методические материалы | Добавил: zdrav1 (18.01.2020)
Просмотров: 131