Как выявляют, сопровождают и мониторят одаренных детей в Российской Федерации

Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 N 1239 (ред. от 03.11.2018). Документ определяет порядок выявления детей, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями (далее – организаторы), а также порядок сопровождения и мониторинга дальнейшего развития детей, проявивших выдающиеся способности (далее – одаренные дети).

Выявление одаренных детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений (далее – мероприятия).

Для формирования перечня мероприятий на очередной учебный год (далее – перечень мероприятий) федеральные государственные органы, государственные корпорации, государственные компании, общероссийские объединения работодателей и ассоциации (союзы) образовательных организаций высшего образования подготавливают с учетом предложений организаторов мероприятий свои предложения по перечню мероприятий и представляют в Министерство просвещения РФ до 1 июня текущего года указанные предложения, а также документы, подтверждающие соответствие предлагаемых мероприятий следующим критериям:

- наличие утвержденного организатором мероприятия положения о мероприятии (регламента), содержащего сведения об организаторах, целях и задачах мероприятия, требованиях к участникам, их возрасту, функциях и полномочиях организационного комитета, жюри и (или) судейской коллегии, об этапах и о сроках проведения мероприятия, номинациях, критериях отбора победителей и призеров мероприятия по результатам личного (индивидуального) зачета, финансовом обеспечении проведения мероприятия;

- проведение мероприятия в несколько этапов, при этом заключительный этап мероприятия проводится обязательно в очной форме;

- наличие у организатора мероприятия финансовых, организационных, методических и иных ресурсов, необходимых для проведения мероприятия;

- наличие у организатора мероприятия официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), на котором размещена в том числе информация о мероприятии;

- освещение проведения мероприятия, в том числе итогов его проведения, в средствах массовой информации и сети "Интернет".

Министерство просвещения РФ формирует проект перечня мероприятий и направляет его на экспертизу в экспертную группу, созданную Национальным координационным советом по поддержке молодых талантов России, образованным указанным Министерством (далее – экспертная группа).

На основании результатов экспертизы Министерство просвещения РФ до 1 августа текущего года утверждает перечень мероприятий и публикует его на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в течение 10 дней со дня его утверждения.

Утверждение перечня мероприятий на учебный год осуществляется Министерством просвещения РФ до 15 ноября.

По итогам проведения мероприятий их организаторы направляют информацию о победителях и призерах мероприятия по установленной форме Образовательному Фонду "Талант и успех" (далее – оператор). Эта информация также направляется руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых одаренные дети, являющиеся победителями и призерами мероприятия, получают образование, для формирования их портфолио и организации дальнейшей поддержки и сопровождения этих одаренных детей.

Информация об одаренных детях, являющихся победителями и призерами мероприятий, направляется организаторами мероприятий с учетом требований законодательства РФ о персональных данных и включает следующие сведения:

- фамилия, имя и отчество (при наличии);

- дата рождения;

- место обучения;

- результат участия в мероприятии;

- страховой номер индивидуального лицевого счета страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;

- контактные данные ребенка и его законного представителя (телефон, адрес электронной почты);

- реквизиты документа, удостоверяющего личность ребенка.

На основании информации, полученной от организаторов мероприятий, оператор формирует обобщенные сведения об одаренных детях, являющихся призерами и победителями мероприятий, и до 1 сентября года, следующего за годом включения этих мероприятий в перечень мероприятий, размещает указанные сведения в государственном информационном ресурсе об одаренных детях. Порядок формирования и ведения государственного информационного ресурса об одаренных детях устанавливается Министерством просвещения РФ по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Внесение информации в государственный информационный ресурс об одаренных детях, а также доступ к содержащейся в нем информации обеспечиваются с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Обработка персональных данных осуществляется оператором в соответствии с законодательством РФ о персональных данных.

Оператор осуществляет:

- организационно-техническое и информационно-технологическое обеспечение выявления одаренных детей, их сопровождения и мониторинга дальнейшего развития, в том числе сбор информации о победителях и призерах мероприятий от организаторов мероприятий;

- анализ данных и разработку предложений по индивидуальному развитию одаренных детей;

- взаимодействие с образовательными организациями, в которых обучаются одаренные дети, а также с организаторами мероприятий, включенных в перечень мероприятий на очередной учебный год;

- разработку типовых образовательных программ для одаренных детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

- организацию обучения одаренных детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, а также их сопровождение;

- организацию и проведение особо значимых мероприятий, в том числе в дистанционной форме;

- информирование общественности о результатах работы с одаренными детьми;

- разработку методического обеспечения для органов государственной власти субъектов РФ;

- подготовку ежегодного аналитического отчета о системе выявления одаренных детей и мониторинге их дальнейшего развития в РФ;

- иную деятельность, направленную на развитие системы выявления одаренных детей.

Поддержка и сопровождение развития одаренных детей, являющихся победителями и призерами мероприятий, осуществляется организаторами мероприятий в соответствии с установленными законодательством РФ об образовании полномочиями при участии организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых эти одаренные дети получают образование, включая дополнительное образование, в следующих формах:

- обеспечение индивидуальной работы с одаренными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;

- профессиональная ориентация одаренных детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда;

- содействие в трудоустройстве после окончания обучения;

- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;

- иные формы, предусмотренные законодательством РФ и локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Мониторинг развития одаренных детей осуществляется оператором с использованием информации, содержащейся в единой федеральной межведомственной системе учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, создаваемой на основе Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.[1]

 

 

[1] Указанная Концепция утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.10.2014 N 2125-р.

Другие статьи по теме
Категория: Методические материалы | Добавил: zdrav1 (12.04.2019)
Просмотров: 51