Организация контроля органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Ставропольского края

При осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере образования в отношении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, осуществляющих управление в сфере образования, предметом проверок является соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере образования.

При проведении такого контроля проверяющие пользуются «Методическими рекомендациями по организации ведомственного контроля органами управления образованием муниципальных районов и городских округов Ставропольского края»[1]. В ходе проверок контролируется и анализируется соблюдение требований, установленных законодательными и нормативно-правовыми актами:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";

Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления";

Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706;

Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 26 декабря 2013 г. N 1400;

Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1394;

Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 года N 115;

Законом Ставропольского края от 30 июля 2013 года N 72-кз "Об образовании";

Законом Ставропольского края от 29 июля 2009 года N 52-кз "О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних";

Порядком воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и расчета размера компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 18 марта 2009 г. N 84-п;

постановлением Правительства Ставропольского края от 19 января 2011 г. N 7-п "Об установлении среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Ставропольского края, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по муниципальным образованиям Ставропольского края".

При осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в отношении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, анализируются также результаты ведомственного контроля за деятельностью подведомственных образовательных организаций.

Необходимо отметить, что отдельные вопросы деятельности образовательных организаций не подпадают под регулирование законодательства в сфере образования. Проверка образовательных организаций по этим вопросам не входит в полномочия отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, исполняющего полномочия по осуществлению государственного контроля (надзору) в сфере образования. К таким вопросам относятся:

- трудовые отношения в образовательной организации;

- оплата труда в образовательной организации;

- финансовое обеспечение образовательной организации;

- деятельность образовательной организации, приносящая доход;

- готовность образовательной организации к новому учебному году;

- создание условий для оздоровления, отдыха, профилактики беспризорности и безнадзорности обучающихся в летний период;

- охрана труда в образовательной организации.

В этом случае, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании, возникает необходимость в организации ведомственного контроля (контроля учредителя), понимаемого как контроль органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (далее - орган управления образованием), за деятельностью подведомственных образовательных организаций.

Организация ведомственного контроля не регламентируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", следовательно, понятие "ведомственной контроль" не может подменяться понятием "муниципальный контроль".

Ведомственный контроль должен регламентироваться ведомственными и (или) муниципальными правовыми актами. Полномочия учредителя по осуществлению ведомственного контроля должны быть закреплены в нормативном правовом акте, регламентирующем деятельность органа управления образованием, а также в уставах образовательных организаций.

Ведомственные и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы контроля деятельности подведомственных образовательных организаций, должны определять цель, задачи, сроки и последовательность действий при осуществлении мероприятий по контролю, оформление их результатов, периодичность осуществления контроля.

 

Общие вопросы организации ведомственного контроля

Предметом ведомственного контроля (далее - контроль) является соблюдение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, как не относящимися к законодательству в сфере образования, так и связанными с исполнением полномочий органов управления образованием, закрепленных в статьях 5, 9, 22, 27, 34, 36 - 38, 42 - 44, 56, 59, 63, 65 - 67, 77, 89, 95, 95.1, 95.2, 97 - 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также правовыми актами, изданными учредителем образовательных организаций.

Ведомственный контроль может проводиться учредителем в форме проверки и мониторинга.

Проверки проводятся в соответствии с утвержденным планом-графиком проверок. Контроль в форме мониторинга позволяет осуществлять постоянное наблюдение за деятельностью образовательных организаций, сбор и обработку соответствующей информации.

 

Организация проведения ведомственного контроля

Выполнение административных действий в рамках ведомственного контроля осуществляется специалистами органов управления образованием в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей.

Периодичность и формы контроля деятельности образовательных организаций определяются на основании анализа деятельности образовательных организаций и необходимостью получения объективной информации о состоянии дел в образовательной организации, в том числе результатами государственной итоговой аттестации, всероссийских и региональных проверочных работ, олимпиад различного уровня и направленности.

Для проведения проверки издается приказ органа управления образованием, в котором целесообразно указывать:

- цель проверки (исполнение приказа органа управления образования об утверждении плана-графика проведения проверок);

- задачи проверки;

- основания проведения проверки (приказ органа управления образовании об утверждении плана-графика проведения проверок);

- должностных лиц органа управления образованием, уполномоченных на проведение проверки;

- срок проведения проверки;

- перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Срок проведения проверки назначается с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач проверки и особенностей проверяемой образовательной организации. Рекомендуемый срок проведения проверки - 15 календарных дней.

Примерный перечень вопросов, проверка по которым входит в полномочия органа управления образованием:

- соответствие локальных актов образовательных организаций муниципальным правовым актам;

- выполнение норм и правил установленных уставами и локальными актами образовательной организации;

- реализация прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;

- обеспечение прав граждан на выбор форм обучения и форм получения образования;

- реализация региональных и муниципальных программ развития образования;

- качество выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ);

- совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса;

- организация питания обучающихся и воспитанников;

- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности;

- обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов муниципального уровня по вопросам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- оплата труда в образовательной организации;

- освоение финансовых средств;

- трудовые отношения в образовательной организации.

Предметом проверки могут быть также результаты управленческой деятельности в образовательной организации по вопросам:

- осуществления контроля реализации в полном объеме общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качеством подготовки выпускников;

- организация функционирования внутренней системы оценки качества образования в муниципальных образовательных организациях;

 состояния спортивно-оздоровительной, профилактической и воспитательной работы в образовательной организации;

- выполнения установленного порядка промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся;

- охраны здоровья обучающихся и воспитанников;

- оснащенности учебного процесса и оборудования учебных кабинетов;

- учета и выдачи выпускникам документов государственного образца об образовании, а также медалей;

- организации работы аттестационной комиссии образовательной организации;

- повышения квалификации педагогических работников и др.

При проведении контрольного мероприятия могут запрашиваться:

- учредительные документы образовательной организации;

- лицензия на осуществление образовательной деятельности;

- свидетельство о государственной аккредитации;

- локальные акты, изданные образовательной организацией в пределах ее компетенции;

- планы работы образовательной организации;

- приказы о зачислении (отчислении) обучающихся;

- образовательные программы;

- расписание обязательных и факультативных занятий;

- классные журналы либо журналы учета учебной нагрузки;

- тетради обучающихся для проверочных и контрольных работ (в общеобразовательных организациях);

- материалы промежуточной аттестации;

- приказы образовательной организации о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации;

- личные дела обучающихся;

- личные дела педагогических работников;

- материалы по организации методической, научно-методической работы в образовательной организации, работы с одаренными обучающимися;

- информация о пропусках обучающимися учебных занятий;

- утвержденные приказом образовательной организацией списки учебников, учебных пособий;

- книга регистрации выданных документов об образовании;

- штатное расписание;

- тарификационный список;

- трудовые договоры;

- аттестационные материалы педагогических работников и др.

При проведении мероприятий по ведомственному контролю должностные лица органа управления образованием не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа управления образованием;

- осуществлять проверки при проведении ведомственного контроля без уведомления руководителей проверяемых образовательных организаций либо их представителей;

- требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к теме проверки;

- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения ведомственного контроля, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- превышать установленные сроки проведения проверки.

 

Оформление результатов проверки

Оформление результатов контроля должно отличаться от классической схемы, предусмотренной федеральным законодательством при проведении государственного контроля (надзора) в сфере образования: проверка - акт о ее результатах - предписание об устранении выявленных нарушений, составление протокола об административном правонарушении - приостановление лицензии на право осуществления образовательной деятельности и т.д.

О выявленных в процессе проверки нарушениях и недостатках составляется итоговый документ (информация об итогах проверки, аналитическая справка о результатах) в двух экземплярах.

Форма итогового документа определяется органом управления образованием самостоятельно.

Итоговый документ подписывается проверяющим(ими) и руководителем (уполномоченным им лицом) проверяемой образовательной организации.

Один экземпляр итогового документа проверки вручается руководителю проверяемой образовательной организации или лицу, им уполномоченному, под расписку в получении с указанием даты получения.

При наличии возражений и замечаний по итоговому документу руководитель представляет возражения с приложением необходимых документов.

По итогам проверки руководитель органа управления образованием принимает решение:

- об издании соответствующего приказа об устранении нарушений и привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц образовательной организации;

- об обсуждении материалов контроля на совещании с участием руководителей образовательных организаций;

- о направлении письма или иных материалов контроля в соответствующие органы, уполномоченные принимать решения по представленным в них вопросам;

- о повторном контроле;

- иные решения в пределах своей компетенции.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 10.09.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Управление образовательной организацией».

Код публикации: 19.00.

 

 

[1] См. письмо Минобразования Ставропольского края от 14.12.2017 N 10-37/11636 "О направлении методических рекомендаций".

Другие статьи по теме
Категория: Контроль, надзор, проверки | Добавил: zdrav1 (10.09.2018)
Просмотров: 365