Как Рособрнадзор осуществляет лицензионный контроль за образовательной деятельностью

Рособрнадзор осуществляет лицензионный контроль за образовательной деятельностью в соответствии  с «Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью» (далее - Регламент), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.11.2017 N 1134. Документ определяет сроки и последовательность административных процедур и действий при исполнении указанной государственной функции Рособрнадзором.

 

Предмет лицензионного контроля за образовательной деятельностью

Предметом лицензионного контроля за образовательной деятельностью является соблюдение лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. В сферу контроля Рособрнадзора входят:

- организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

- федеральными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии РФ, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 N 437;

- российскими образовательными организациями, расположенными за пределами территории РФ, образовательными организациями, созданными в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющими образовательную деятельность дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, представительствами РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

- иностранными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ (далее вместе - организации).

 

Права и обязанности должностных лиц Рособрнадзора при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью

При осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью должностные лица Рособрнадзора имеют право:

- посещать организацию при предъявлении копии распорядительного акта Рособрнадзора о проведении проверки и служебного удостоверения;

- запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, получать от них сведения и документы, которые необходимы для осуществления лицензионного контроля за образовательной деятельностью и представление которых предусмотрено законодательством РФ;

- знакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, осматривать территорию, а также используемые организацией при осуществлении образовательной деятельности здания, строения, сооружения, помещения, оборудование;

- проводить наблюдение за ходом образовательного процесса;

- проводить беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке, получать объяснения работников организации, в том числе письменные. Беседы с несовершеннолетними обучающимися проводятся в присутствии их родителей (законных представителей);

- проводить анализ информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

- проводить выездную проверку при установлении признаков нарушений лицензионных требований, выявленных при рассмотрении представленных организацией документов в ходе документарной проверки в порядке, установленном Регламентом;

- запрашивать в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведения из заключения о соответствии или несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, находящиеся в распоряжении МЧС России, включенные в Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 N 724-р (далее соответственно - распоряжение N 724-р; Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия);

- запрашивать в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведения из санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, находящиеся в распоряжении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) либо Федерального медико-биологического агентства (далее - ФМБА России), включенные в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденный распоряжением N 724-р;

- запрашивать в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо прекращении уголовного преследования, о нахождении в розыске, находящиеся в распоряжении МВД России, включенные в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденный распоряжением N 724-р;

- запрашивать в рамках межведомственного информационного взаимодействия сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, находящиеся в распоряжении ФНС России, включенные в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденный распоряжением N 724-р;

- запрашивать в рамках межведомственного информационного взаимодействия выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости (далее вместе - выписка), находящиеся в распоряжении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), включенные в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденный распоряжением N 724-р;

При осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью должностные лица Рособрнадзора обязаны:

- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством РФ полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований;

- соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы организации, проверка которой проводится;

- проводить проверку на основании распорядительного акта Рособрнадзора о ее проведении в соответствии с ее назначением;

- проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распорядительного акта Рособрнадзора о проведении проверки, а также копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры РФ в случаях, когда такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ и Федеральным законом N 99-ФЗ;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях;

- истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденный распоряжением N 724-р, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы;

- не препятствовать уполномоченному представителю организации присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- предоставлять уполномоченному представителю организации, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

- знакомить уполномоченного представителя организации с документами и (или) информацией, полученными при организации и проведении проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, а также с результатами проверок;

- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании организациями в порядке, установленном законодательством РФ;

- соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ, Федеральным законом N 473-ФЗ, Федеральным законом N 212-ФЗ и Регламентом;

- ознакомить перед началом проведения выездной проверки уполномоченного представителя организации по его просьбе с положениями Регламента;

- при проведении выездной проверки осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (при его наличии);

- довести до сведения органов прокуратуры информацию о наличии угрозы причинения вреда в случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность организации представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан;

- после завершения внеплановой выездной проверки направить в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки, акт проверки в течение 5 рабочих дней со дня его составления;

- выдавать организациям предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований (далее - предписание), в том числе повторно, с указанием срока его исполнения;

- принимать меры по контролю за устранением выявленных нарушений, предусмотренные законодательством РФ.

При осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью должностные лица Рособрнадзора не вправе:

- проверять выполнение лицензионных требований, не относящихся к полномочиям Рособрнадзора, от имени которого действуют эти должностные лица;

- проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству РФ;

- проверять выполнение лицензионных требований, установленных нормативными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством РФ порядке;

- осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного представителя организации;

- требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

- требовать от организации документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством РФ;

- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

- превышать установленные сроки проведения проверки;

- осуществлять выдачу организациям предписаний или предложений о проведении мероприятий по контролю за их счет;

- требовать от организации представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденный распоряжением N 724-р;

- требовать от организации представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Рособрнадзор после принятия распорядительного акта о проведении проверки вправе запрашивать

В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность организаций по эксплуатации ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, должностные лица Рособрнадзора в оперативном порядке доводят до заинтересованных органов и граждан информацию о наличии такой угрозы.

 

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по лицензионному контролю за образовательной деятельностью

Уполномоченный представитель организации, в отношении которой осуществляются мероприятия по лицензионному контролю за образовательной деятельностью, имеет право:

- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

- получать от Рособрнадзора, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом N 294-ФЗ;

- знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Рособрнадзором в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденный распоряжением N 724-р;

- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц Рособрнадзора;

- представить в Рособрнадзор в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного организации предписания Рособрнадзора об устранении выявленных нарушений лицензионных требований в целом или его отдельных положений в течение 15 дней с даты получения акта проверки в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием. При этом организация вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Рособрнадзор. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью;

- представить в Рособрнадзор документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденный распоряжением N 724-р, по собственной инициативе. В случае, если документы и (или) информация, представленные организацией, не соответствуют документам и (или) информации, полученным Рособрнадзором в рамках межведомственного информационного взаимодействия, информация об этом направляется организации с требованием представить необходимые пояснения в письменной форме. Организация, направляющая в Рособрнадзор пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в документах, вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов;

- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Рособрнадзора, повлекшие за собой нарушение прав организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;

- привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Организации имеют право осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов в порядке, установленном законодательством РФ. Также организации имеют право на возмещение вреда, причиненного при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью. Вред, причиненный организациям вследствие действий (бездействия) должностных лиц Рособрнадзора, признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными, подлежит возмещению за счет средств бюджета в соответствии с гражданским законодательством. Вред, причиненный организации правомерными действиями должностных лиц Рособрнадзора, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами .

Организация вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной приказом Минэкономразвития России N 141.

При проведении проверок организация обязана обеспечить присутствие уполномоченных представителей организации.

Уполномоченный представитель организации обязан:

- предоставить должностным лицам Рособрнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций (далее - эксперты) на территорию, в используемые организацией при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому организацией оборудованию, подобным объектам;

- не препятствовать должностным лицам Рособрнадзора при проведении проверки;

- в случае проведения документарной проверки в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в Рособрнадзор указанные в запросе документы;

- до истечения срока исполнения выданного предписания уведомить Рособрнадзор об устранении нарушения лицензионных требований с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания.

Организации, уполномоченные представители организаций, допустившие нарушение Федерального закона N 294-ФЗ, лицензионных требований, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписания, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

Описание результата исполнения государственной функции по лицензионному контролю

Результатом исполнения государственной функции по лицензионному контролю является составление должностными лицами Рособрнадзора акта проверки соблюдения организацией лицензионных требований.

В случае выявления при проведении проверки нарушения организацией лицензионных требований результатами исполнения государственной функции являются:

- выдача организации предписания с указанием сроков устранения нарушений лицензионных требований;

- возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии оснований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях);

- осуществление контроля за устранением выявленных нарушений лицензионных требований (в том числе путем проведения внеплановых проверок);

- приостановление действия лицензии;

- возобновление действия лицензии;

- прекращение действия лицензии в случае наличия решения суда об аннулировании лицензии.

 

Срок исполнения государственной функции по лицензионному контролю

Срок исполнения государственной функции при проведении каждой из проверок, как документарной, так и выездной, в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Рособрнадзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Рособрнадзора, но не более чем на 20 рабочих дней.

Срок проведения документарной и выездной проверки в отношении организации, которая осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу. При этом общий срок проведения проверки указанной организации не может превышать 60 рабочих дней.

Государственная функция по лицензионному контролю на территории опережающего социально-экономического развития в отношении организаций, являющихся резидентами территории опережающего социально-экономического развития (далее - резидент территории опережающего социально-экономического развития), исполняется в сроки, установленные Федеральным законом N 473-ФЗ.

Срок проведения плановой проверки составляет не более чем 15 рабочих дней с даты начала ее проведения. В отношении одного резидента территории опережающего социально-экономического развития, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 40 часов для малого предприятия и 10 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных расследований и экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки продлевается, но не более чем на 10 рабочих дней в отношении малых предприятий и не более чем на 10 часов в отношении микропредприятий.

Срок проведения внеплановой проверки не может превышать 5 рабочих дней.

Государственная функция по лицензионному контролю на территории свободного порта Владивосток в отношении организаций, являющихся резидентами свободного порта Владивосток (далее - резиденты свободного порта Владивосток), исполняется в сроки, установленные Федеральным законом N 212-ФЗ.

Срок проведения плановой проверки составляет не более чем 15 рабочих дней с даты начала ее проведения. В отношении одного резидента свободного порта Владивосток, являющегося субъектом малого предпринимательства, общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 40 часов для малого предприятия и 10 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных расследований и экспертиз на основании мотивированных предложений должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки продлевается, но не более чем на 10 рабочих дней в отношении малых предприятий и не более чем на 10 часов в отношении микропредприятий.

Срок проведения внеплановой проверки не может превышать 5 рабочих дней.

Плановые проверки в отношении организаций, осуществляющих деятельность на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в соответствии с частью 10 статьи 12.2 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ до 1 марта 2019 года не проводятся.

Государственная функция в отношении организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - субъект малого предпринимательства), исполняется в сроки, установленные Федеральным законом N 294-ФЗ.

Общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

 

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме

Исполнение государственной функции по лицензионному контролю предусматривает выполнение следующих административных процедур:

- подготовку к проведению проверки;

- проведение проверки;

- оформление результатов проверки;

- принятие мер по результатам проверки;

- контроль за исполнением предписаний, включая принятие предусмотренных законодательством РФ мер в связи с неисполнением предписаний.

Выполнение административных действий в рамках исполнения государственной функции осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими Рособрнадзора (далее - уполномоченный специалист, должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки) в соответствии с установленным распределением должностных обязанностей.

 

                     БЛОК-СХЕМА ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ

                 ┌───────────────────────────────────────────────────┐

                 │Подготовка к проведению проверки (издание приказа) │

                 └─────────────────────────┬─────────────────────────┘

                                           ▼

                     ┌────────────────────────────────────────────────┐

                     │Проведение проверки (документарной или выездной)│

                     └───────────────┬─────────────────────────────┬──┘

                                     ▼                             ▼

                     ┌───────────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────┐

                     │    Оформление результатов проверки    │ │      Направление запроса     │

                 ┌───┤(подготовка акта проверки, ознакомление│ │  в рамках межведомственного  │

                 │   │      с актом проверки организации)    │ │информационного взаимодействия│

                 │   └───────────────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

                 ▼

  ┌────────────────────────────────────────────────┐

  │      Принятие мер по результатам проверки      │

  │(подготовка предписания об устранении выявленных│

  │       нарушений лицензионных требований)       │

  └──────────────┬─────────────────────────────────┘

                 ▼

 ┌─────────────────────────────────┐  ┌──────────────────────┐  ┌───────────────────────┐

 │     Контроль за исполнением     │  │     Принятие мер     │  │    Приостановление    │

 │  предписаний, включая принятие  ├─►│ по привлечению лиц,  ├─►│   действия лицензии   │

 │предусмотренных законодательством│  │допустивших нарушения,│  │  за грубое нарушение  │

 │Российской Федерации мер в связи │  │ к ответственности    │  │лицензионных требований│

 │   с неисполнением предписаний   │  └──────────────────────┘  └┬─────────────────┬────┘

 │(проведение внеплановой проверки │                             │                 ▼

 │    исполнения предписания об    │   ┌──────────────────────┐  │┌──────────────────────┐

 │устранении выявленных нарушений) │   │Возобновление действия│◄─┘│Аннулирование лицензии│

 └─────────────────────────────────┘   │        лицензии      │   └──────────────────────┘

                                       └──────────────────────┘

 

Подготовка к проведению проверки

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные.

Основанием для начала административной процедуры подготовки к проведению плановой проверки организации является ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц Рособрнадзора (далее - план проверок).

Основаниями для включения плановой проверки организации в план проведения плановых проверок являются:

- истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

- истечение 3 лет со дня окончания последней плановой проверки организации;

- истечение установленного постановлением N 944 срока со дня окончания последней плановой проверки организации.

Основаниями для начала административной процедуры подготовки к проведению внеплановой выездной проверки организации являются:

- истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания;

- поступление в Рособрнадзор обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений организацией лицензионных требований;

- истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии, в случае вынесения решения суда о привлечении организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания либо вынесения решения суда о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организации;

- наличие ходатайства организации о проведении Рособрнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания;

- наличие распорядительного акта, изданного Рособрнадзором в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ.

Проект плана проверок на очередной календарный год представляется курирующему заместителю руководителя Рособрнадзора в срок до 1 августа текущего года. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Рособрнадзор направляет проект плана проверок в Генеральную прокуратуру РФ почтовым отправлением либо иным доступным способом.

В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Рособрнадзор рассматривает предложения Генеральной прокуратуры РФ о проведении совместных проверок и по итогам их рассмотрения направляет в Генеральную прокуратуру РФ утвержденный руководителем Рособрнадзора план проверок на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Утвержденный руководителем Рособрнадзора план проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Рособрнадзора, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ.

Внесение изменений в план проверок допускается в случаях:

а) исключения проверки из ежегодного плана в связи с:

невозможностью проведения плановой проверки деятельности организации вследствие ее ликвидации;

прекращением организацией образовательной деятельности;

принятием Рособрнадзором решения об исключении соответствующей проверки из плана проверок в случаях, предусмотренных статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ;

прекращением действия лицензии или аннулированием лицензии;

наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

б) изменения указанных в ежегодном плане сведений об организации в связи с:

изменением адреса места нахождения или адреса фактического осуществления деятельности организации;

реорганизацией организации;

изменением наименования организации.

Изменения в план проверок утверждаются руководителем Рособрнадзора.

Сведения о внесенных в план проверок изменениях направляются в течение 3 рабочих дней со дня их внесения в Генеральную прокуратуру РФ на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, а также размещаются на официальном сайте Рособрнадзора в течение 5 рабочих дней со дня внесения изменений.

В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена Рособрнадзором не чаще чем один раз в 3 года.

Плановая проверка в отношении организации, реализующей основные общеобразовательные программы (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования), может быть проведена не чаще чем один раз в 2 года.

Проверки проводятся на основании распорядительного акта Рособрнадзора, который разрабатывается в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.

Проект соответствующего распорядительного акта Рособрнадзора подготавливается уполномоченным специалистом не менее чем за 10 рабочих дней до начала проведения плановой проверки и не менее чем за 5 рабочих дней до начала проведения внеплановой проверки.

Проведение проверки осуществляется должностными лицами Рособрнадзора, уполномоченными на проведение проверки, которые указаны в распорядительном акте Рособрнадзора. При необходимости к проведению проверок могут привлекаться эксперты, аттестованные Рособрнадзором, в соответствии с заключенными с ними гражданско-правовыми договорами для оценки соответствия осуществляемых организацией деятельности или действий (бездействия), предоставляемых образовательных услуг лицензионным требованиям и анализа соблюдения указанных требований в установленном Федеральным законом N 294-ФЗ порядке. Привлеченные к проведению проверки эксперты указываются в распорядительном акте Рособрнадзора.

Привлечение Рособрнадзором экспертов к проведению проверки деятельности образовательных организаций, находящихся в ведении Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства обороны РФ, МВД России, осуществляется по представлению одного из указанных федеральных органов исполнительной власти и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России N 421.

Рособрнадзор принимает решение о привлечении к проведению проверки экспертов, не состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с организацией, в отношении которой проводится проверка, и не являющихся аффилированными лицами проверяемых организаций.

Количество привлекаемых экспертов определяется в соответствии с особенностями объекта проверки, объемом и содержанием вопросов, подлежащих проверке.

В случае привлечения к проведению проверки экспертов по результатам проведенной экспертизы готовятся экспертные заключения.

О проведении плановой проверки организация уведомляется Рособрнадзором не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распорядительного акта Рособрнадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты организации, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен организацией в Рособрнадзор, или иным доступным способом.

Уполномоченный специалист в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства РФ N 415 (далее - Правила формирования и ведения единого реестра проверок), вносит в единый реестр проверок информацию о проверке.

 

Проведение проверки

Основанием для начала административной процедуры проведения проверки является распорядительный акт Рособрнадзора о проведении проверки.

Предметом документарной проверки являются содержащиеся в документах организации сведения о ее деятельности, выполняемых работах, оказываемых услугах, принимаемых организацией мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний.

В ходе документарной проверки рассматривается имеющаяся в Рособрнадзоре информация о деятельности организации в соответствии с целями и задачами проверки, в том числе акты предыдущих проверок Рособрнадзора, предписания, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленной Рособрнадзором государственной функции в отношении указанной организации, а также информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации.

В ходе документарной проверки должностные лица Рособрнадзора, уполномоченные на проведение проверки, проводят анализ и экспертизу документов и материалов, характеризующих деятельность организации, в том числе ее локальных правовых актов, в соответствии с целями и задачами проверки.

Должностные лица Рособрнадзора, уполномоченные на проведение проверки, проводят анализ документов и (или) информации, которые в соответствии с целями и задачами проверки получены Рособрнадзором в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Рособрнадзора, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение организацией лицензионных требований, уполномоченный специалист готовит в организацию мотивированный запрос (письмо) Рособрнадзора о представлении иных необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документов.

В запросе указываются основание проведения проверки, срок ее проведения, срок представления документов, перечень запрашиваемых документов. К запросу прилагаются заверенная печатью копия распорядительного акта Рособрнадзора о проведении проверки и копии документов и (или) информации, которые включены в Перечень документов, запрашиваемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденный распоряжением N 724-р, и получены Рособрнадзором в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Запрос направляется в адрес организации почтой или иным доступным способом, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса организация обязана направить в Рособрнадзор запрашиваемые документы.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при наличии) и подписью уполномоченного представителя организации. Организация вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Рособрнадзор, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Документы, представленные организацией, передаются должностному лицу Рособрнадзора, уполномоченному на проведение проверки.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных организацией документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Рособрнадзора документах и (или) полученным в ходе осуществления государственной функции, информация об этом направляется руководителю организации с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Организация, представляющая в Рособрнадзор пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий, вправе представить дополнительно в Рособрнадзор документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

Должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, обязано рассмотреть представленные уполномоченным представителем организации пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, установит признаки нарушений лицензионных требований, Рособрнадзор вправе провести выездную проверку.

При проведении документарной проверки Рособрнадзор не вправе требовать у организации сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения организации, месту осуществления образовательной деятельности.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах организации сведения о ее деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствии работников организации лицензионным требованиям, выполняемых работах, оказываемых услугах, принимаемых организацией мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний.

До выезда в организацию должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, осуществляет рассмотрение имеющихся в Рособрнадзоре документов, сведений о деятельности организации по вопросам, подлежащим проверке, а также сведений, размещенных образовательной организацией на официальном сайте.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностным лицом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение проверки, обязательного ознакомления уполномоченного представителя организации с распорядительным актом Рособрнадзора о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, привлекаемых к выездной проверке, сроками и условиями ее проведения.

По просьбе уполномоченного представителя организации должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, ознакамливает уполномоченных представителей организации с Регламентом.

В ходе выездной проверки устанавливается соответствие организации лицензионным требованиям посредством:

- анализа и экспертизы документов и материалов, характеризующих деятельность организации по вопросам, подлежащим проверке, в том числе локальных правовых актов организации по вопросам, подлежащим проверке;

- анализа информации, размещенной образовательной организацией на ее официальном сайте;

- осмотра зданий, помещений, материально-технической базы организации в порядке, установленном законодательством РФ;

- проведения беседы с обучающимися организации, их родителями (законными представителями), работниками организации по вопросам, подлежащим проверке.

По завершении выездной проверки должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, производит запись о проведенной в организации проверке в журнале учета проверок (при наличии). При отсутствии в организации журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

В журнале учета проверок должностным лицом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение проверки, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностного лица Рособрнадзора или должностных лиц Рособрнадзора, уполномоченных на проведение проверки, его или их подписи.

 

Оформление результатов проверки

Основанием для начала административной процедуры оформления результатов проверки является ее завершение. По результатам проверки непосредственно после ее завершения должностным лицом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение проверки, составляется акт проверки в двух экземплярах по форме, предусмотренной приказом Минэкономразвития России N 141.

В акте проверки указываются следующие сведения:

дата, время и место составления акта проверки;

наименование органа, исполняющего государственную функцию;

дата и номер распорядительного акта Рособрнадзора;

фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц Рособрнадзора, уполномоченных на проведение проверки, и привлеченных к проведению проверки экспертов;

наименование организации, в отношении которой проведена проверка, фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного представителя организации, присутствующего при проведении проверки;

дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

сведения о результатах проверки, в том числе:

а) о выявлении (невыявлении) нарушений лицензионных требований;

б) об установлении факта исполнения (неисполнения) предписания;

в) о лицах, допустивших нарушение;

сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки уполномоченного представителя организации, наличии его подписи или отказе от совершения подписи (в случае если составление акта проверки осуществляется непосредственно в организации);

сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у организации указанного журнала;

подписи должностных лиц Рособрнадзора, уполномоченных на проведение проверки.

При устранении выявленного нарушения в период проведения проверки в акт проверки вносится соответствующая запись об устранении выявленного нарушения в присутствии должностного лица Рособрнадзора, уполномоченного на проведение проверки.

К акту проверки прилагаются: экспертные заключения, подготовленные экспертами, привлеченными к проведению проверки, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников организации, предписания (выданные повторно предписания) и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, в отношении организации и (или) должностных лиц организации уполномоченным специалистом возбуждается дело об административном правонарушении.

При проведении выездной проверки уполномоченный представитель организации вправе ознакомиться с оформленным актом проверки лично. В случае отсутствия уполномоченного представителя организации, а также в случае его отказа дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле соответствующего структурного подразделения Рособрнадзора.

В случае если для проведения выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки.

При проведении документарной проверки, в том числе без запроса документов, первый экземпляр акта проверки остается у должностного лица Рособрнадзора, уполномоченного на проведение проверки, для последующего представления его в Управление, а второй экземпляр акта проверки направляется в организацию в течение 3 рабочих дней со дня завершения проверки организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Рособрнадзора, или передается под расписку уполномоченному представителю организации.

При документарной проверке организации в случае, если второй экземпляр акта проверки был передан под расписку уполномоченному представителю организации, копия акта проверки направляется в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством РФ.

Уполномоченный специалист в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок вносит в единый реестр проверок информацию о проведении проверки.

 

Принятие мер по результатам проверки

Основанием для начала административной процедуры принятия мер по результатам проверки является выявление нарушений организацией лицензионных требований.

При выявлении нарушений организацией лицензионных требований должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, выдает организации, допустившей такое нарушение, предписание. Предписание подписывается должностным лицом Рособрнадзора, уполномоченным на проведение проверки, и вручается вместе с актом проверки уполномоченному представителю организации или направляется в организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Срок исполнения предписания не может превышать 6 месяцев.

В случае выявления нарушений законодательства РФ по вопросам, не входящим в компетенцию Рособрнадзора, уполномоченный специалист в течение 5 рабочих дней готовит проект служебной записки на имя заместителя руководителя Рособрнадзора о принятии решения о направлении в государственный орган, осуществляющий функции по контролю в соответствующей сфере, информации, в организацию - письмо Рособрнадзора о направлении информации в государственный орган.

В случае получения в результате проверки информации о нарушении законодательства РФ, содержащем признаки противоправного деяния, должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, в течение 5 рабочих дней готовит проект служебной записки на имя заместителя руководителя Рособрнадзора о принятии решения о направлении соответствующей информации в правоохранительные органы РФ по месту нахождения организации и о направлении в организацию соответствующего уведомления.

Контроль за исполнением предписаний, включая принятие предусмотренных законодательством РФ мер в связи с неисполнением предписаний

Основанием для начала административной процедуры контроля за исполнением предписаний, включая принятие предусмотренных законодательством РФ мер в связи с неисполнением предписаний, является истечение срока исполнения предписания.

По истечении срока исполнения выданного предписания уполномоченный специалист готовит проект распорядительного акта Рособрнадзора о проведении внеплановой проверки организации. Проект распорядительного акта о проведении внеплановой проверки направляется на подпись руководителю (заместителю руководителя) Рособрнадзора.

В случае если в результате внеплановой проверки подтверждается факт исполнения предписания, должностное лицо Рособрнадзора, уполномоченное на проведение проверки, готовит проект служебной записки на имя руководителя (заместителя руководителя) Рособрнадзора с предложением о снятии предписания с контроля. После согласования руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора предложения о снятии предписания с контроля такое предписание снимается с контроля.

Уполномоченный специалист в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок вносит в единый реестр проверок информацию об исполнении выданного предписания в установленный срок.

В случае если в результате внеплановой проверки не подтверждается факт исполнения предписания в установленный срок, уполномоченный специалист возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

В случае вынесения судом решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, уполномоченный специалист готовит проект служебной записки на имя руководителя (заместителя руководителя) Рособрнадзора с предложением о снятии предписания с контроля со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Уполномоченный специалист в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок вносит в единый реестр проверок информацию о снятии предписания с контроля.

В случае вынесения решения суда о привлечении организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу уполномоченный специалист вновь выдает организации предписание и готовит проект приказа о приостановлении действия лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания. Вновь выданное предписание и копия приказа о приостановлении действия лицензии направляются организации почтовым отправлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

До истечения срока исполнения вновь выданного предписания уполномоченный специалист готовит проект распорядительного акта Рособрнадзора о проведении внеплановой проверки организации. Если в результате внеплановой проверки подтверждается факт исполнения вновь выданного предписания, уполномоченный специалист на следующий день после истечения срока вновь выданного предписания готовит проект приказа о возобновлении действия лицензии.

Если в результате внеплановой проверки не подтверждается факт исполнения вновь выданного предписания, уполномоченный специалист готовит проект служебной записки на имя руководителя (заместителя руководителя) Рособрнадзора о наличии оснований для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии организации и проект распорядительного акта Рособрнадзора о продлении срока приостановления действия лицензии.

Уполномоченный специалист в течение 5 рабочих дней направляет в организацию копию распорядительного акта Рособрнадзора о продлении срока приостановления действия лицензии заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

При принятии решения руководителем (заместителем руководителя) Рособрнадзора об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии уполномоченный специалист в течение 10 рабочих дней готовит материалы для обращения в суд. Рособрнадзор обращается в суд по месту нахождения организации с заявлением об аннулировании лицензии.

Уполномоченный специалист в день вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии вносит соответствующие сведения в реестр лицензий в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 99-ФЗ. Соответствующая информация об аннулировании лицензии вносится в единый реестр проверок.

 

-----------------------------------------

Публикация актуальна на 08.11.2018 (дата последней сверки).

Источник публикации: журнал «Управление образовательной организацией».

Код публикации: 19.06.

 

Другие статьи по теме
Категория: Контроль, надзор, проверки | Добавил: zdrav1 (08.11.2018)
Просмотров: 3577 | Теги: лицензирование образования