Квалификационные характеристики, профессиональные стандарты и должностные инструкции работников образовательных организаций

Читатели спрашивают, какими документами следует руководствоваться при разработке должностных инструкций работников образовательных организаций – квалификационными характеристиками должностей работников образования[1] или профессиональными стандартами, содержащими характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе для выполнения определенной трудовой функции, и какие вышеуказанные документы «главнее»? Когда должен применяться профессиональный стандарт, а когда его применение не обязательно? Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель? Ответим сразу. Оба эти документа не исключают, а добавляют друг друга. В квалификационных характеристиках представлены общие требования, а профессиональный стандарт содержит квалификационные требования с разбивкой по трудовым функциям работника. В связи с этим профессиональные стандарты достаточно большие по размеру, имеют сложную структуру и требуют гораздо больше времени на работу с ними (по сравнению с квалификационными характеристиками должностей работников в сфере образования). Со своей должностной инструкцией работник впервые знакомится при приеме на работу (и расписывается, что ознакомлен). Понятно, что если должностная инструкция будет содержать очень большой объем информации, то первое ознакомление с ней будет носить поверхностный формальный характер. Поэтому нет смысла переделывать действующие должностные инструкции на соответствие профессиональным стандартам. При необходимости отдельные части должностной инструкции можно всегда детализировать в зависимости от вида трудовых функций. Главный совет – должностная инструкция должна быть максимально лаконичной, понятной и удобной для восприятия работником.

 

Квалификационные характеристики

Действующие квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов в сфере образования содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее – ЕКС), утвержденном приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н, и Квалификационных характеристиках должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н.

Квалификационные характеристики призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований

Квалификационные характеристики могут применяться в качестве отдельных нормативных документов или служить основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей деятельности организации, а также их прав и ответственности. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».

В разделе «Должностные обязанности» установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы.

Лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии образовательной организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.

 

Профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации[2], необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (статья 195.1 ТК РФ).

В настоящее время утверждены и зарегистрированы Минюстом России следующие профессиональные стандарты в сфере образования (в алфавитном порядке):

- профессиональный стандарт «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (утв. приказом Минтруда России от 28.09.2018 N 603н);

- профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н);

- профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Минтруда России от 05.05.2018 N 298н);

- профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 608н);

- профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (утв. приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н);

- профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» (утв. приказом Минтруда России от 11.12.2015 N 1010н);

- профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (утв. приказом Минтруда России от 10.01.2017 N 10н);

- профессиональный стандарт «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» (утв. приказом Минтруда России от 25.12.2018 N 840н).

Также в образовательных организациях применяются профессиональные стандарты, носящие межотраслевой характер, например профессиональные стандарты бухгалтера, специалиста по охране труда и т.д.

Профессиональные стандарты разрабатываются и применяются в соответствии со статьями 195.2 и 195.3 Трудового кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. В указанном постановлении рассмотрены особенности применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями (а это большинство образовательных организаций).

В дополнение к этим документам были подготовлены:

- информация Минтруда России от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»;

- письмо Минтруда России от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов».

В соответствии с этими документами работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами РФ. В частности, когда выполнение работы предполагает компенсации, льготы либо ограничения, установленные ТК РФ или иным законодательным актом.

В случае, когда применять профстандарты необязательно, их можно использовать в качестве ориентира. Они помогают понять, какие знания, умения, профессиональные навыки и опыт необходимы для выполнения определенного вида работы. Также профессиональные стандарты могут использоваться при разработке должностных инструкций.

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт лишь задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

В перспективе планируется замена ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативно-правовыми актами. Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода.

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он будет использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

- согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

- согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

 

Могут ли обязанности работников, требования к образованию и стажу измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта? Может ли быть расторгнут трудовой договор с работником, если его уровень образования или стаж работы не соответствует указанным в профессиональном стандарте? Уволить его (если он отказывается проходить обучение)?

Обязанности работников изменяться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта не могут.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы, является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, обращаем внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель также вправе проводить аттестацию работников. Повторим, что при применении ЕКС и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Таким образом, уволить сотрудника только на том основании, что он не соответствует требованиям профстандарта, нельзя. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения, и несоответствие профессиональному стандарту в нем не предусмотрено. Если работник не соответствует требованиям обязательного профстандарта, то работодателю необходимо организовать мероприятия, чтобы довести его квалификацию, знания и умения до уровня, заявленного в стандарте. Например, направить на обучение. Однако несоответствие требованиям профстандарта может стать косвенным поводом для увольнения сотрудника. Работодатель начнет подробную процедуру аттестации, по итогам которой у него появится законное основание расторгнуть трудовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Повторим, что применение профессиональных стандартов обязательно в двух случаях, прописанных в Трудовым кодексе РФ:

1) если за выполнение работ по этим должностям предоставляют компенсации и льготы, либо установлены ограничения (ч. 2 ст. 57 ТК РФ);

2) требования к квалификации установлены в ТК РФ и других федеральных законах, иных нормативных актах Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).

В остальных случаях требования профстандартов носят рекомендательный характер.

 

О применении профессиональных стандартов в сфере образования[3]

В соответствии со статьей 195.3 ТК РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к требованиям, являющимся для работодателей обязательными при применении профессиональных стандартов, отнесены лишь требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования к квалификации установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, то, исходя из этого, обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена.

Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностей обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, особенно в случаях, когда профессиональный стандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ, как это предусмотрено для педагогических работников (преподавателей) организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств). Формулировка «Возможные наименования должностей», содержащаяся в пункте 3.1 раздела III профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» однозначно указывает на диспозитивность данной нормы, поэтому реализация той или иной образовательной программы напрямую не связана только лишь с одной определенной должностью педагогического работника.

 

Заключение

Из анализа действующих в настоящее время нормативно-правовых документов в области применения профессиональных стандартов и разъяснений Минтруда России можно сделать однозначный вывод – профессиональные стандарты носят рекомендательный характер, за исключением случаев, когда выполняются работы, предполагающие компенсации, льготы либо ограничения, установленные ТК РФ или иными нормативно-правовыми актами РФ. О любых изменения в этой сфере мы оперативно проинформируем наших читателей.

 

Источник: журнал «Управление образовательной организацией» N 2/2020.

 

 

[1] В настоящее время действуют Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н) и Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н).

[2] Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (статья 195.1 ТК РФ).

[3] Данный раздел подготовлен на основе письма Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814.

Другие статьи по теме
Категория: Кадры | Добавил: zdrav1 (24.02.2020)
Просмотров: 63