Совершенствование противопожарной подготовки учащихся в общеобразовательных организациях

Важнейшей составляющей пожарной безопасности в образовательных организациях является подготовка учащихся в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности». По завершению курса учащиеся должны получить знания об основах пожарной безопасности и главное – о правилах поведения при пожаре с отработкой простейших практических навыков при проведении периодических тренировок – правила эвакуации из помещений образовательного организации и порядок незамедлительного информирования о пожаре преподавателей и иных работников организации и противопожарной службы. После завершения курса учащиеся как минимум должны знать: «Основные понятия о пожаре. Основные поражающие факторы пожара. Причины возникновения пожаров и их последствия. Классификация и характеристика пожаров, их причины и последствия. Условия процесса горения. Группы возгораемости веществ и материалов. Стадии развития пожара. Условия, способствующие распространению пожаров. Правила пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме. Способы эвакуации из горящего здания. Пожары и паника. Правила безопасного поведения при панике во время пожара. Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты)».

Напомним, что основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании – это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Главной целью подготовки обучающихся по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

Общими задачами выступают:

- вооружение будущих граждан знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и установок на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;

- повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

- формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

- формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;

- совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности.

Все вышеуказанные задачи полностью применимы к обучению пожарной безопасности.

 

Особенности организации подготовки обучаемых в области пожарной безопасности

Ежегодно в России возникает большое количество пожаров, при которых погибают, получают травмы и увечья не только взрослые но и дети и подростки. При этом, как свидетельствует статистика, примерно каждый шестой пожар происходит по вине ребят. Рост числа и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных пожарами, особенно по причине шалости детей и неосторожного обращения с огнем, определяет необходимость повышения роли органов управления образованием образовательных учреждений по осуществлению мер пожарной безопасности, проведению противопожарной пропаганды и обучения детей и подростков мерам пожарной безопасности.

Организация такой работы в органах управления образованием и общеобразовательных учреждениях должна строиться с учетом требований Федерального закона «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390) и иных законодательных и нормативно-правовых актов в области пожарной безопасности федерального, регионального и муниципального уровней. Необходимо обеспечить преподавание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 1-11 классах образовательных учреждений общего образования, обратив особое внимание на:

- изучение норм и правил пожарной безопасности в части обеспечения защиты людей при пожарах;

- изучение типов средств защиты органов дыхания, предназначенных для безопасности эвакуации людей при пожарах;

- проведение тренингов поведения обучающихся в случаях возникновения пожаров, террористических, криминальных и других рисков.

В планах мероприятий образовательных учреждений по обеспечению их безопасности необходимо предусмотреть ежегодное проведение Дня пожарной безопасности в 1-й четверти учебного года.

Содержанием учебного предмета ОБЖ предусмотрено обязательное изучение тем, связанных с вопросами пожарной безопасности. Вместе с тем практика показывает, что отведенного учебным планом времени недостаточно для полного теоретического и практического освещения проблем пожарной безопасности и отработки практических действий при возникновении пожара. В связи с этим формирование у обучающихся в общеобразовательных учреждениях системных знаний, умений и навыков в области пожарной безопасности требует дополнительного внеучебного времени. Обучение пожарной безопасности должно осуществляться не только в рамках учебных часов, предусмотренных на изучение ОБЖ, но и путем проведения внеклассных мероприятий (занятия, классные часы, практикумы, «круглые столы», викторины, спартакиады, дидактические игры по пожарной безопасности, День пожарной безопасности и др.) в течение всего учебного года и в особенности по окончании учебы перед каникулярным отдыхом, когда обучающимся крайне важно напомнить об основных правилах пожарной безопасности, о причинах и последствиях пожаров, а также действиях при их возникновении.

Подготовка обучаемых общеобразовательных учреждений в области пожарной безопасности должна быть организована на всех ступенях общего образования, при этом целесообразно:

- с обучающимися 1-4 классов проводить беседы по предупреждению пожаров в школе и дома, формировать навыки безопасного поведения при их возникновении;

- с обучающимися 5-9 классов изучать требования норм и правил пожарной безопасности и формировать навыки безопасного поведения при возникновении пожаров в жилом секторе, в общественных зданиях (в том числе при возникновении паники) и на промышленных предприятиях, способов эвакуации из горящего здания, навыки использования первичных средств пожаротушения; обучать способам эвакуации из задымленных общественных зданий с применением средств индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитных комплектов), другим способам эвакуации;

- с обучающимися 10-11 классов, кроме занятий в области пожарной безопасности, предусмотренных программой ОБЖ, организовать факультативные занятия, примерная программа которых представлена в приложении N 1.

Важным средством формирования навыков безопасного поведения при пожарах являются тренировки с обучаемыми по отработке плана эвакуации при пожаре в образовательном учреждении, которые рекомендуются проводить не реже одного раза в полугодие.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса в области пожарной безопасности необходимо использовать:

- бытовой материал, который дает возможность усилить яркость и достоверность в изображении пожароопасной обстановки (примеры и случаи из жизни, воспоминания учителя и обучающихся и т.п.);

- образцы и макеты подручных и первичных средств пожаротушения (огнетушители различных марок, пожарный рукав, пожарный ствол, фрагмент внутреннего пожарного крана и др.);

- средства индивидуальной защиты органов дыхания (газодымозащитные комплекты);

- статистику пожаров за определенный период, пострадавших в них и т.п.;

- факты из жизни школы, города, района, где расположено образовательное учреждение.

Более подробно о противопожарной подготовке учащихся читайте в журнале «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях».

 

Список использованной литературы

1. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана. Источник: письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 27.04.2007 N 03-898.

 

Приложение 1

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 9-10 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Примерная программа факультативных занятий с обучающимися 9-10 классов общеобразовательных учреждений «Пожарная безопасность» направлена на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основах пожарной безопасности, правилах пожарной безопасности в быту, способах предотвращения и безопасного поведения при возникновении пожаров;

- воспитание чувства ответственности за обеспечение противопожарной защиты в бытовой среде, личную безопасность и ценностного отношения к своему здоровью и жизни при возникновении пожаров;

- развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения при пожарах;

- овладение умениями определять причины возникновения пожара и правильно действовать в случае его возникновения, использовать подручные и первичные средства тушения пожара.

 

Примерный тематический план

 

N темы

Наименование раздела и темы

Кол-во часов

Из них по классам

 

 

 

9

10

I. Основы противопожарной защиты и безопасного поведения при пожарах

21

17

4

1

Понятие о процессе горения и пожаре

1

1

-

2

Пожароопасные свойства веществ и материалов

1

1

-

3

Огнетушащие средства

1

1

-

4

Способы прекращения горения

1

1

-

5

Внутренний противопожарный водопровод

2

2

-

6

Первичные средства пожаротушения

2

2

-

7

Автоматические системы пожаротушения и сигнализации

1

1

-

8

Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение. Средства индивидуальной защиты органов дыхания

2

2

-

9

Действия и правила безопасного поведения при пожарах

10

6

4

II. Организация обеспечения пожарной безопасности

13

-

13

10

Организация деятельности Государственной противопожарной службы в Российской Федерации

2

-

2

11

Основы обеспечения противопожарной защиты в образовательных учреждениях и в быту

2

-

2

12

Противопожарный режим в образовательных учреждениях и в быту

5

-

5

13

Противопожарные требования к путям эвакуации

2

-

2

14

Пожарная безопасность при проведении массовых мероприятий в образовательных учреждениях

2

-

2

Всего часов:

34

17

17

 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

I. Основы противопожарной защиты и безопасного поведения при пожарах

 

Тема 1. Понятие о процессе горения и пожаре

Общие сведения о горении. Условия процесса горения. Понятие о пожаре. Классификация и причины пожаров. Динамика развития пожара. Стадии развития пожара и условия, способствующие его распространению. Последствия пожаров. Поражающие факторы пожара и их характеристики.

 

Тема 2. Пожароопасные свойства веществ и материалов

Классификация веществ и материалов по группам возгораемости. Понятие о возгорании, самовозгорании, воспламенении и самовоспламенении веществ и материалов. Классификация строительных материалов по пожарной опасности. Огнестойкость строительных конструкций. Огнестойкость зданий и сооружений.

 

Тема 3. Огнетушащие средства

Характеристика современных огнетушащих средств. Вода и ее свойства. Пенные огнетушащие средства. Инертные разбавители. Хладоны (фреоны). Комбинированные составы. Порошковые огнетушащие средства. Аэрозольные огнетушащие составы.

 

Тема 4. Способы прекращения горения

Основные способы прекращения горения и механизм их действия. Охлаждение зоны горения. Разбавление реагирующих веществ. Химическое торможение реакции сгорания. Изоляция реагирующих веществ от зоны сгорания.

 

Тема 5. Внутренний противопожарный водопровод

Устройство внутреннего противопожарного водопровода. Устройство внутренних пожарных кранов. Тушение очага пожара от внутреннего пожарного крана.

 

Тема 6. Первичные средства пожаротушения

Переносные огнетушители (химические пенные, воздушно-пенные, углекислотные, порошковые и др.). Передвижные огнетушители. Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения.

 

Тема 7. Автоматические системы пожаротушения и сигнализации

Установки автоматического пожаротушения. Установки газового пожаротушения. Установки порошкового пожаротушения. Установки аэрозольного пожаротушения. Автоматические системы пожарной сигнализации.

 

Тема 8. Пожарная техника и пожарно-техническое вооружение

Пожарные автомобили, их классификация и назначение. Основные пожарные автомобили. Специальные пожарные автомобили. Вспомогательные пожарные автомобили. Основное пожарно-техническое вооружение, используемое для тушения пожаров, и его характеристика. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

 

Тема 9. Действия и правила безопасного поведения при пожарах

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Правила безопасного поведения при возгорании электроприборов (телевизор, приемник, магнитофон, компьютер). Правила безопасного поведения при пожаре в образовательном учреждении. Правила безопасного поведения при пожаре во время проведения массовых мероприятий в образовательных учреждениях. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Правила безопасного поведения при возгорании одежды на человеке.

 

II. Организация обеспечения пожарной безопасности

 

Тема 10. Организация деятельности Государственной противопожарной службы в Российской Федерации

Пожарная безопасность как система государственных и общественных мероприятий. История развития пожарной охраны в России. Законодательство об организации пожарной охраны. Организация деятельности и структура государственной противопожарной службы. Организация государственного пожарного надзора и его административно-правовая деятельность.

 

Тема 11. Основы обеспечения противопожарной защиты в образовательных учреждениях и в быту

Законодательные акты органов государственной власти, нормативные правовые акты в области пожарной безопасности. Требования законодательства Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Обязанности органов местного самоуправления в области пожарной безопасности. Права и обязанности предприятий, учреждений, организаций в области пожарной безопасности.

Общие понятия пожарной профилактики и их определения. Задачи пожарной профилактики. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности. Административная ответственность. Уголовная ответственность.

Организация деятельности добровольных противопожарных формирований. Законодательство о добровольной пожарной охране.

 

Тема 12. Противопожарный режим в образовательных учреждениях и в быту

Содержание территории. Режимные требования к содержанию территории. Содержание зданий, сооружений, помещений. Режимные требования к содержанию зданий и помещений в образовательных учреждениях и в быту.

Режимные мероприятия при эксплуатации систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха. Основные причины пожаров от электрического тока. Требования правил пожарной безопасности к электроустановкам.

Противопожарные мероприятия при проведении строительно-монтажных работ. Противопожарные мероприятия при проведении огневых работ. Противопожарный режим при хранении веществ и материалов.

 

Тема 13. Противопожарные требования к путям эвакуации

Понятие об эвакуации. Эвакуационные и аварийные выходы. Эвакуационные пути. Эвакуация по лестницам и лестничным клеткам. Системы оповещения людей о пожаре. Режимные требования к путям эвакуации. Способы эвакуации из горящего здания. Разработка плана эвакуации при пожаре в образовательном учреждении.

 

Тема 14. Пожарная безопасность при проведении массовых мероприятий в образовательных учреждениях

Общие требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в образовательных учреждениях. Режимные требования к местам проведения массовых мероприятий.

 

Источник: журнал «Управление образовательной организацией» N 12/2020.

 

Другие статьи по теме
Категория: Безопасность | Добавил: zdrav1 (29.12.2020)
Просмотров: 31