Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом в образовательных организациях

Профилактика детского травматизма и несчастных случаев с обучающимися – одна из задач, стоящих перед педагогическими работниками при осуществлении образовательной деятельности. В настоящее время специалистами отмечается рост травматизма обучающихся, в том числе со смертельным исходом, как на уроках физической культуры, так и при проведении мероприятий физкультурно-оздоровительного характера в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – образовательная организация).

Мероприятия по профилактике детского травматизма в образовательных организациях должны носить комплексный характер и быть направлены на предупреждение и устранение факторов риска с учетом особенностей психофизиологического развития детей разного возраста и состояния их здоровья.

К основным причинам травматизма во время занятий физической культурой и спортом относятся:

- организационные недостатки при проведении занятий, в том числе ошибки в методике проведения занятий, связанные с нарушением дидактических принципов обучения, отсутствием индивидуального подхода, недостаточным учетом состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности обучающихся, несоответствие выбора средств обучения целям и задачам обучения, в т.ч. пренебрежительное отношение педагога к подготовительной части урока или занятия, неправильное обучение технике выполнения физических упражнений, отсутствие страховки или неправильное ее применение;

- несоответствие спортивной материально-технической базы образовательной организации требованиям СанПиН и правилам безопасности при занятиях спортом;

- нарушение педагогом и (или) обучающимися требований инструкций и правил безопасности нахождения в образовательной организации;

- нарушение правил медицинского (врачебного) контроля в образовательных организациях;

- недостатки в организации административно-общественного контроля за соблюдением порядка расследования и учета несчастных случаев в образовательной организации.

Причинами травм и несчастных случаев может стать также представление недостоверной информации со стороны родителей (законных представителей) о состоянии здоровья детей.

Обозначенные выше проблемы указывают на необходимость комплексного подхода к организации работы, направленной на снижение детского травматизма, основанной на конструктивной системе взаимодействия всех участников образовательных отношений: учителей, учащихся, родителей (законных представителей), администрации образовательной организации, что позволит повысить эффективность работы по предотвращению несчастных случаев.

Школьный травматизм составляет 12-15 % от общего травматизма детей. Травмы, полученные на переменах, составляют до 80 %, на уроках физкультуры – до 20 %.

Каковы основные причины травматизма на занятиях физкультурой?

Во-первых, нарушения требований СНиП, СанПиН и иных нормативных актов по необходимым площадям, освещению и т.д. Отсюда скученность, невозможность отследить сразу всех учащихся, подстраховать их при выполнении особенно рискованных упражнений, вовремя обратить внимание на их самочувствие.

Помещения спортивных залов, размещенное в них оборудование, открытые спортивные площадки должны соответствовать всем требованиям строительных норм и правил, а также правилам по электробезопасности и пожарной безопасности, санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Соблюдение требований должно периодически проверяться в ходе внешнего и внутреннего контроля (проверок) и оформляться соответствующими актами. Выявленные нарушения должны незамедлительно устраняться. До устранения недостатков занятия должны быть прекращены.

Вторая причина «физкультурного» травматизма – физический износ спортзалов, учебных помещений, оборудования, инвентаря. Ветхие полы, протечки, старый инвентарь, не прошедшие испытания снаряды, отсутствие матов и т.д. не обеспечивают должной степени надежности и безопасности. Заниматься в таких условиях также запрещено.

Третий фактор высокого травматизма на уроках физкультуры – низкий уровень квалификации большого количества тренеров и учителей физкультуры. Он обусловлен в первую очередь недостаточным опытом работы в школе, плохим знанием методик физического воспитания, педагогических основ. Да и сами методические рекомендации, точнее некоторые из них, устарели и требуют новой редакции.

И наконец, четвертая причина – медицинская. Врачебное обслуживание во многих школах находится в неудовлетворительном состоянии, главным образом из-за низкой укомплектованности и зарплаты медицинского персонала, нехватки кадров. Медицинское обследование школьников часто проводится с запозданием. Распределение обучающихся по медицинским группам для занятий физкультурой своевременно не вносится в классный журнал. Есть случаи, когда школьники, допущенные к обучению в основной группе, страдали тяжелыми хроническими заболеваниями. По этой причине периодически зафиксируются случаи с летальным исходом во время занятий физкультурой и спортом.

 

Типичные случаи травматизма при занятиях физкультурой и спортом

Учитель физкультуры проводил на уроке соревнования по встречной эстафете в зале, где совсем не было предусмотрено расстояние для гашения скорости. Ученик IX класса не смог затормозить, руками уперся в стену зала, по инерции тело сильно прогнулось. В результате – перелом позвоночника.

Учитель физкультуры разделил ребят VIII класса на две шеренги, дал им гранаты, показал, как метать, и стал заниматься с девочками. Мальчики метали гранаты шеренга, пока не попали одному из учеников в голову. Исход – тяжелая черепно-мозговая травма.

На занятиях по вольной борьбе в спарринге боролись два девятиклассника при разнице массы тела почти в 30 кг. В результате – тяжелая травма (перелом плеча).

Учитель разрешил ребятам заниматься самостоятельно. Один из учащихся взобрался по канату, а другой раскрутил его конец. В результате – падение с высоты, перелом костей предплечья и сотрясение головного мозга.

Ученик М. по болезни был отстранен от занятий по физкультуре на 6 месяцев. В конце срока освобождения учитель самостоятельно допустил ученика к зачетным прыжкам в длину. Печальный финал – перелом костей правой голени.

При проведении школьных соревнований в морозную ветреную погоду в одном месте лыжня была проложена на спуске на открытом месте и при встречном ветре. В результате этих нарушений некоторые школьники получили отморожения I и II степени.

На занятиях по физическому воспитанию учителя используют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность таких занятий зависит, прежде всего, от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и исходное положение снарядов, обучения учителем приемам страховки и самостраховки, от технического состояния спортивных снарядов.

Во избежание возможных травм необходимо выполнять следующие правила:

а) все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению;

б) по окончании установки спортивного оборудования (снарядов) в рабочее положение необходимо обязательное его опробование.

Важно также знать и некоторые особенности операций по установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гимнастических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые нужно наглядно показать всем учащимся. После установки снарядов в рабочее положение нужно под каждый снаряд положить необходимое количество гимнастических матов.

Если многокомплектное спортивное оборудование установлено на открытой площадке, то важным условием безопасной работы является предварительная подготовка мягкого грунта (песок с опилками) под снарядами. Перед занятиями необходимо разрыхлить песок и немного его увлажнить.

При выполнении учащимися физических упражнений на снарядах возле спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних предметов.

В целях предупреждения травмы учащихся необходимо осуществлять технический уход за спортивным оборудованием. Он заключается в систематическом контроле со стороны учителя физического воспитания за целостностью элементов снарядов, узлов их креплений, а также в периодической смазке всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.)

Все занятия на спортивном оборудовании должны проходить организованно и под непосредственным контролем тренер (учителя).

Повторим, что для предупреждения травматизма необходима систематическая проверка прочности установки снарядов, подвесных колец, растяжек для креплений снарядов к полу, страхующих устройств. Для защиты ладоней используют специальные накладки, для профилактики повреждений лучезапястных суставов – кожаные манжеты, для предохранения от ушибов о снаряды отдельных частей тела – поролоновые прокладки.

В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.

Повторим основные причины травматизма при занятиях физкультурой и спортом:

1. Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения инструкций и положений о проведении уроков физкультуры, соревнований, неквалифицированное составление программы соревнований, нарушение их правил; неправильное размещение участников, судей и зрителей при проведении соревнований по метаниям, скоростным спускам, при проведении велогонок; перегрузка программы и календаря соревнований; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, занимающихся сложными в техническом отношении видами спорта в зале, на площадке; неорганизованные смена снарядов и переход с места занятий; проведение занятий в отсутствие преподавателя и тренера.

2. Ошибки в методике проведения занятий, связанные с нарушением дидактических принципов обучения (регулярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

Часто причиной травм является пренебрежительное отношение к вводной части урока, разминке; неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие необходимой страховки, самостраховки, неправильное ее применение, частое применение максимальных или форсированных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квалифицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кроме этого, причинами травм являются недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную общефизическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся двигательных навыков и психофизических качеств.

3. Недостаточное материально-техническое оснащение занятий: малые спортивные залы, тесные тренажерные комнаты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, неровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табельного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причиной травм может явиться плохое снаряжение занимающихся (одежда, обувь, защитные приспособления), его несоответствие особенностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает при плохой подготовке мест и инвентаря для проведения занятий и соревнований (плохое крепление снарядов, не выявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное освещение мест занятий, запыленность, неправильно спроектированные и построенные спортивные площадки (лучи солнечного света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высокие влажность и температура воздуха; дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

5. Низкий уровень воспитательной работы, который приводит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспешности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую этому способствуют либерализм или низкая квалификация учителей физкультуры, судей и тренеров.

6. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачебных требований. Причинами травм, иногда даже со смертельным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в соревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом врачебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности.

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев – это нарушения правил, обязательных при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований учителем физкультуры, тренером, учащимися.

Еще об одной, важнейшей причине травм – гипокинезии – необходимо сказать особо. В школах более 70 % детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклинические изменения, заболевания, травматизм). Отрицательные последствия гипокинезии общеизвестны: в первую очередь страдают энергетический обмен и основные физиологические системы растущего организма.

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у учащихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела. Наиболее распространенными недугами у школьников средних и старших классов являются хронические заболевания верхних дыхательных путей, бронхов, воспаление легких, бронхиальная астма. Часто встречаются и другие отклонения – неврозы, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, в обмене веществ, а также аллергия, дефекты зрения, нарушение осанки и заболевания позвоночника.

Вот одно из результатов проведенных исследований. Наблюдаемый контингент школьников составлял 28-30 % детей, которые занимались физкультурой и спортом 6 часов и более в неделю, и 70-72 % детей, организованная двигательная активность которых ограничивалась только уроками физкультуры. Наблюдения показали, что учащиеся с недостаточной двигательной активностью обладают плохой координацией движений, недостаточно хорошо ориентируются в пространстве в статике и в динамике. Реакция на внешние раздражители у них замедленная и неадекватная, нет ловкости в движениях. И, что характерно, для таких детей случайные падения во время игр в школе, в быту, на уроках физкультуры оборачивались травмами разной степени тяжести.

Причинную роль гипокинезии в возникновении травм подтвердил и анализ более 150 тыс. травм, полученных в школах на уроках физкультуры и при занятиях в спортивных секциях. Из числа травмированных 84 % детей получили травмы при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в условиях недостаточной двигательной активности. И только 16 % из числа получивших травмы составляли дети с неадекватным поведением или форсированной спортивной специализацией.

Существенную роль в профилактике спортивного травматизма играет хорошо организованный медицинский контроль. Медицинский персонал школы должен содействовать использованию всех средств физической культуры и спорта в интересах укрепления здоровья учащихся, повышения их физической подготовленности и улучшения физического развития; обеспечивать распределение учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой, контролировать соответствие физической нагрузки состоянию здоровья учащихся; проводить врачебно-педагогические наблюдения на уроках, определять моторную плотность уроков, совместно с учителем физкультуры составлять оздоровительные программы для ослабленных детей, страдающих различными хроническими заболеваниями, после травм, при нарушениях опорно-двигательного аппарата, при ожирении и др.; принимать участие в организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, контролировать их проведение; следить за обеспечением надлежащих условий для физического воспитания учащихся; осуществлять их медицинское обслуживание; постепенно вести работу по профилактике спортивного травматизма.

Роль медицинской сестры в проведении всей этой работы особенно велика, так как она непосредственно (под руководством врача) осуществляет контроль за строгим соблюдением всех медицинских требований в организации при проведении мероприятий, связанных с физическим воспитанием школьников.

Медицинская сестра школы должна быть хорошо осведомлена в вопросах организации и проведения всех форм физического воспитания от урока физкультуры, гимнастики до учебных занятий, физкультурных минут на уроках, подвижных игр и физических упражнений на удлиненных переменах, а также ежедневных занятий физкультурой и спортом, условно названных «спортивным часом», с учащимися групп продленного дня.

Медицинская сестра должна выявлять первые признаки утомления школьников во время урока физкультуры, информировать об этом учителя и врача; определять плотность урока, кривую физиологической нагрузки; проверять наличие необходимых материалов и средств для оказания первой помощи в случае травмы.

В обязанности медицинского персонала школы входит обучение школьников оказанию первой помощи при различных травмах и несчастных случаях, обмороках, утомлении, а также наложению повязок, остановке кровотечения, проведению искусственного дыхания, самоконтроля. Медицинский персонал школы должен обеспечить врачебный контроль за школьниками, занимающимися физкультурой и спортом, – это одно из важнейших звеньев профилактики травматизма.

Особое внимание следует уделять физическому воспитанию детей, ослабленных в результате перенесенных ими различных заболеваний или травм. На практике часто встречаются отрицательные последствия и различные осложнения при раннем назначении двигательных режимов после перенесенных заболеваний или травм. Так, например, при воспалительном процессе в бронхах, легких, под действием сильных лекарств смазывается клиническая картина. Подросток чувствует себя здоровым, а патологический процесс скрыто продолжается и на высоте физической нагрузки (особенно соревновательной – лыжные гонки, кросс, бег на коньках) и может дать молниеносное обострение с явлениями острой сердечно-сосудистой недостаточности, вплоть до смертельного исхода. Поэтому следует строго выполнять предписания лечащих врачей по срокам начала занятий физкультурой.

 

Общие требования по безопасности при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе

1. Общие требования по безопасности при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе являются обязательными при организации и проведении учебных, внеклассных и внешкольных занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах, внешкольных учреждениях и оздоровительных лагерях различного типа.

2. Административный, педагогический и медицинский персонал образовательных школ должен руководствоваться настоящими Правилами, знать и соблюдать их в практической деятельности по физическому воспитанию учащихся (воспитанников) и при занятиях с ними спортом.

3. На администрацию школ возлагается ответственность за исправность спортивного инвентаря и оборудования и соблюдение санитарно-гигиенических требований к месту проведения занятий.

4. На медицинский персонал возлагается ответственность за проведение в установленном порядке лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а также осуществление санитарного надзора за местами и условиями проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

5. Решение о невозможности проведения спортивных мероприятий на открытом воздухе в связи с метеорологическими условиями выносится местными органами.

6. Разрешение на проведение занятий по физкультуре в школе выдается комиссией образовательного учреждения при приеме школы к новому учебному году. Разрешение оформляется актом.

7. Проведение занятий с применением неисправного оборудования или спортинвентаря, без специальной спортивной одежды не допускается.

8. Учитель физической культуры или лицо, проводящее занятие по физическому воспитанию по внешкольной работе, несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся и обязаны:

- перед началом занятий провести тщательный осмотр места проведения занятия, убедится в исправности спортинвентаря, надежности установки и закрепления оборудования, в соответствии с санитарно-гигиеническими условиями требований, предъявленных к месту проведения занятий настоящими Правилами, инструктировать школьников о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений;

- обучать школьников безопасным приемам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения; по результатам медицинских осмотров знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося, в необходимых случаях обеспечивать страховку, при появлении у учащегося признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу;

- после окончания занятий тщательно осмотреть место проведения занятий, убедиться в отсутствии напряжения в электросети и устранить обнаруженные недостатки.

9. Перед проведением первого урока в новом учебном году учитель физической культуры обязан провести инструктаж по мерам безопасности с учениками. Инструктажи по охране труда с обучающимися проводятся в следующем порядке:

- вводный инструктаж проводится с вновь прибывшими школьниками один раз за все время обучения;

- инструктаж на рабочем месте (первое занятие в I четверти в сентябре и первое занятие в III четверти) и инструктаж по видам спорта, которые запланированы в этих четвертях, проводится со всеми учениками не менее двух раз в год. После проведения инструктажей они фиксируются в журнале установленной формы;

- во II и IV четвертях, когда учащиеся переходят заниматься со спортивных площадок в спортивный зал, с ними проводится повторный инструктаж на рабочем месте и доводится до сведения инструкция по виду спорта. В классном журнале в графе «тема занятия» записывается «беседа по мерам безопасности» и ставится подпись учителя.

10. Порядок действий в случае, если учащийся во время учебного процесса получил травму:

- оказать первую медицинскую помощь;

- доставить пострадавшего в лечебное учреждение;

- немедленно сообщить о несчастном случае руководителю учреждения (дежурному администратору) и родителям пострадавшего;

- при необходимости, принять участие в расследовании несчастного случая.

 

Общие требования безопасности при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг по ГОСТ Р 52025-2003[1]

1. При оказании спортивных услуг уровень риска для жизни и здоровья потребителей (в нашем случае – учащихся) как в обычных условиях, так и во внештатных ситуациях (пожар, стихийные бедствия и т.п.) должен быть минимальным.

2. Риск для жизни и здоровья потребителей при оказании спортивных услуг возникает в условиях:

- отсутствия информации об оказываемых услугах;

- проведения занятий, тренировок, соревнований;

- использования спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря.

3. При оказании спортивных услуг к факторам риска относят:

- травмоопасность;

- пожароопасность;

- биологические факторы;

- воздействие окружающей среды;

- физические перегрузки;

- специфические факторы риска;

- прочие факторы.

3.1. Травмоопасность

3.1.1. Травмоопасность для потребителей спортивных услуг может возникнуть в результате следующих причин:

- неудовлетворительное состояние физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, площадок, трасс, маршрутов;

- несоответствие трасс, маршрутов уровню подготовленности спортсменов;

- неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия при оказании услуг;

- неблагоприятные метеорологические условия при оказании услуг;

- использование при оказании услуг неисправного спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;

- неблагоприятные эргономические характеристики используемого при оказании услуг спортивного снаряжения и инвентаря (неудобная обувь – потертости кожных покровов у спортсменов и т.п.);

- низкий уровень теоретической, методической и практической подготовленности тренера, преподавателя, инструктора и методиста;

- комплектование группы спортсменов с различной физической и технической подготовленностью;

- проведение занятий и тренировок при отсутствии принципа постепенности, последовательности в овладении двигательными навыками и индивидуального подхода к спортсмену;

- отсутствие или недостаточная разминка перед тренировкой и соревнованием или чрезмерно интенсивная разминка;

- технически неправильное исполнение приемов и упражнений при проведении занятий, тренировок и соревнований;

- недостаточная физическая подготовленность спортсмена;

- низкий уровень технико-тактической и морально-волевой подготовки спортсмена;

- отклонения в состоянии здоровья спортсмена;

- дисциплинарные нарушения.

3.1.2. Для снижения травмоопасности при оказании спортивных услуг необходимо выполнять следующие требования:

- соблюдение правил эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, трасс, маршрутов, спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;

- регулярное техническое освидетельствование спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;

- соблюдение эргономических требований к используемому спортивному оборудованию, снаряжению и инвентарю;

- использование спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, соответствующего виду спорта, включая средства индивидуальной защиты;

- соблюдение режима занятий и тренировок;

- соответствующая квалификация тренера, инструктора;

- наличие врачебно-педагогического наблюдения за проведением занятий, тренировок, соревнований;

- профилактика травматизма, включая обучение потребителей навыкам самоконтроля при проведении занятий, тренировок, соревнований;

- информирование потребителей спортивных услуг о факторах риска и мерах по предупреждению травм.

Потребители должны быть информированы о том, как избежать возможных травм и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.

3.2. Пожароопасность (необходимо обеспечить соблюдение требований нормативно-правовых актов по пожарной безопасности)

3.3. Биологические факторы

К биологическим факторам относят патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы, вызывающие аллергические и другие токсические реакции.

Для предупреждения воздействия данных факторов риска на потребителей спортивных услуг необходимо:

- соблюдать установленные санитарные нормы и правила обслуживания;

- применять оборудование и препараты для дезинфекции, дезинсекции физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

- проводить предварительные и периодические медицинские осмотры обслуживающего персонала.

3.4. Воздействие окружающей среды на потребителей спортивных услуг обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания потребителей, резкими перепадами барометрического давления (при оказании услуг в горной местности).

Показатели микроклимата в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям.

Предупреждение вредных воздействий окружающей среды обеспечивают:

- учет погодных особенностей района (места расположения) физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

- оснащение физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений устройствами кондиционирования, вентиляции, озонирования воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации;

- ветрозащитные стенки физкультурно-спортивных и игровых площадок;

- рациональное проектирование трасс, маршрутов для проведения тренировок и соревнований.

3.5. При проведении занятий и тренировок физические нагрузки должны соответствовать уровню физической подготовленности потребителей, возрасту, полу, состоянию здоровья.

Занятия и тренировки следует проводить в присутствии тренера (преподавателя, инструктора) и при наличии в физкультурно-оздоровительном или спортивном сооружении медицинского работника.

3.6 Специфические факторы риска при оказании спортивных услуг обусловлены:

- техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря и т.д.);

- уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (тренеров, преподавателей, инструкторов);

- подготовкой потребителей к занятиям, тренировкам, соревнованиям (инструктаж, экипировка, снаряжение).

3.7. Прочие факторы риска

К прочим факторам риска относят опасности, связанные с отсутствием необходимой информации о физкультурно-оздоровительной и спортивной услуге и ее характеристиках.

Потребителям услуг должна быть предоставлена достаточная информация об оказываемых спортивных услугах (основных характеристиках услуг, условиях обслуживания) в соответствии с требованиями, установленными в действующих нормативных документах.

Для потребителей услуг необходимо проводить инструктаж по безопасности, учитывающий специфику физкультурно-оздоровительных занятий, тренировок и соревнований по конкретным видам спорта.

3.8. Исполнители спортивных услуг должны иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности потребителей и руководствоваться ими в своей деятельности.

 

Оценка требований безопасности при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг по ГОСТ Р 52025-2003

1. Оценку требований безопасности инструментальными методами при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на объектах спорта осуществляют испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке, в пределах области аккредитации.

2. Оценка требований безопасности при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на объектах спорта проводится путем исследований (испытаний) и измерений на объекте спорта и включает в себя:

- оценку технического состояния спортивного инвентаря и оборудования;

- оценку крепления и устойчивости спортивного оборудования;

- оценку характеристик натурального или искусственного спортивного покрытия, в том числе в зависимости от типа покрытия: определение деформирующей способности (поглощения удара), вертикальной деформации фрикционных характеристик, дренирующей способности, плотности покрытия и иных характеристик, определяющих безопасность эксплуатации покрытия;

- оценку состояния специально отведенных мест для потребителей (зрителей), в том числе трибун;

- оценку размеров и конфигурации спортивных зон объектов спорта;

- оценку состояния конфигурации и крепления защитных конструкций объекта спорта (при наличии таких конструкций);

- оценку микроклимата объекта спорта;

- оценку освещенности объекта спорта в соответствии с ГОСТ Р 54944 и ГОСТ Р 54945;

- оценку качества воды и иных требований к бассейну в соответствии с ГОСТ Р 53491.1;

- оценку путей эвакуации зрителей и персонала объекта спорта с трибун, в том числе маломобильных групп населения.

Результаты оценки требований безопасности на объектах спорта отражаются в протоколах исследований (испытаний) и измерений.

3. Оценка требований безопасности при оказании физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг вне объектов спорта проводится в виде исследования территории, на которой оказываются услуги, с целью определения отсутствия факторов, способствующих получению участниками соревнований травм, а также анализа погодных условий на предмет их пригодности для проведения соревнований.
 

Список использованной литературы:

1. ГОСТ Р 52025-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 81-ст) (ред. от 20.08.2013).

2. Меры безопасности на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, П.А. Киселев, Г.Н. Попова. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – 150 с.

3. Методические рекомендации «Техника безопасности на уроках физической культуры», разработанные Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания Московского комитета образования и рекомендованные для практического использования в образовательных и дошкольных учреждениях г. Москвы.

4. Письмо Минобрнауки России от 27.11.2015 N 08-2228 "О направлении методических по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в образовательных организациях Российской Федерации".

5. Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в образовательных школах (утв. Минпросом СССР 19.04.1979).

6. Приказ КФК РФ от 01.04.1993 N 44 "Об обеспечении безопасности и профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом" (вместе с "Рекомендациями по обеспечению безопасности и профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом").

 

Источник: журнал «Управление образовательной организацией» N 2019/06

 

 

[1] Полное название стандарта – ГОСТ Р 52025-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 81-ст) (ред. от 20.08.2013).

Другие статьи по теме
Категория: Безопасность | Добавил: zdrav1 (18.01.2020)
Просмотров: 197