Информационно-методические материалы по вопросам профилактики коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях

В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией предстоящий новый учебный год будет проходить в особом режиме работы организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ (далее – образовательные организации) в условиях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В 2020/2021 учебном году образовательные организации должны обеспечить реализацию образовательных программ в штатном режиме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований для профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в том числе в условиях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Минпросвещения России просит организовать информационно-разъяснительную работу с коллективами педагогических работников, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных организаций, а также с обучающимися и их родителями (законными представителями) при участии специалистов территориальных органов Роспотребнадзора и учреждений здравоохранения.

У педагогических работников, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных организаций, а также родителей (законных представителей) обучающихся в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) приоритетными целями являются сохранение здоровья детей, а также соблюдение мер профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Основная цель этих мероприятий заключается в снижении вероятности передачи инфекции.

Кроме того, это один из методов, который также служит для того, чтобы убедить родителей (законных представителей) обучающихся, что в образовательной организации созданы и поддерживаются безопасные условия в период обучения для всех участников образовательного процесса.

Одной из задач администраций образовательных организаций является организация мероприятий информационно-разъяснительного характера для всех участников образовательного процесса (работников образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей)):

о мерах сохранения здоровья;

о мерах профилактики и снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Информационно-методические материалы по профилактике гриппа, ОРВИ, новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и рекомендации о профилактических и дезинфекционных мероприятиях по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), разработанные Роспотребнадзором и Минздравом России, размещены на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://www.rospotrebnadzor.ru и https://minzdrav.gov.ru соответственно).

При проведении информационно-разъяснительной работы с участниками образовательного процесса рекомендуется использовать различные методы:

метод устной пропаганды, прежде всего диалоговый (интерактивный, взаимодействующий) (беседа, конференция, викторина, аукцион, тренинг, игровая программа, спортивное мероприятие, конкурс и иные);

метод печатной пропаганды (информирования) (статьи, памятки, буклеты, брошюры и иные);

наглядный метод – самый многообразный по числу входящих в него средств (рекламные баннеры, мобильные информационные стенды (roll up) и иное);

комбинированный метод – метод массового информирования всех участников образовательного процесса, при котором происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы (видеоролики, мультфильмы, радиопередачи, с использованием дистанционных технологий и иное).

Кроме того, полагаем целесообразным организацию указанных мероприятий, направленных на профилактику распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), осуществлять при участии специалистов территориальных органов Роспотребнадзора и учреждений здравоохранения.

В целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не допускать больных обучающихся и взрослых (педагогических работников, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала образовательных организаций, родителей (законных представителей) детей) в образовательные организации.

1. В образовательной организации необходимо обеспечить:

соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил;

регулярную уборку помещений с дезинфицирующими средствами;

обеззараживание воздуха;

проветривание помещений;

входной контроль здоровья и проведение термометрии;

создание условий для исключения скопления детей при входе в образовательную организацию;

создание условий для личной гигиены;

информирование участников образовательного процесса о ключевых профилактических мерах.

2. Обучающимся необходимо:

соблюдать правила личной гигиены, в том числе гигиену рук, которые предотвращают распространение инфекции (осуществлять мытье рук с мылом регулярно до и после еды, после каждого выхода на улицу, после посещения туалета, мытье рук с определенными интервалами;

при общении соблюдать дистанцию 1,5 – 2 метра;

не трогать глаза, рот и нос немытыми руками, а также без необходимости не прикасаться руками к дверным ручкам, поручням и перилам, стенам, кнопкам лифта и иным предметам;

при появлении симптомов недомогания (кашель, насморк, головная боль, слезотечение и иные) незамедлительно обращаться к медицинскому работнику, а при его отсутствии и к педагогу.

3. Родителям необходимо:

разъяснять, демонстрировать детям своим примером максимальное соблюдение правил личной гигиены;

не отпускать больных детей в образовательную организацию и принимать необходимые меры по оказанию медицинской помощи детям;

осознавать собственные роль и ответственность в профилактике распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

Кроме того, в целях предупреждения скопления людей при входе в образовательную организацию необходимо разъяснять родителям (законным представителям) обучающихся, что посещение образовательной организации родителями возможно с использованием индивидуальных средств защиты (маска).

 

Рекомендации об организации в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, корректировки указанных программ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции[1]

С целью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации Минпросвещения России обращают внимание на целесообразность организации в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, корректировки указанных программ (далее соответственно – Организации, Программы) в случае выявления такой необходимости.

Основной задачей корректировки Программ является достижение результатов освоения Программы вне зависимости от ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции.

Учитывая положения статей 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ), определивших самостоятельность Организаций в разработке Программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, а также в разработке и принятии локальных нормативных актов, руководителем Организации при принятии решения о корректировке Программ должен быть издан соответствующий распорядительный акт, определяющий должностных лиц, ответственных за внесение изменений в Программы, сроки, порядок согласования и утверждения соответствующих изменений.

Руководствуясь частями 5, 7 статьи 12, пунктами 2, 6 и 12 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ, в Программу могут быть внесены изменения в части, касающейся содержания, учебно-методического обеспечения, использования образовательных технологий в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее – ФГОС).

Таким образом, Организация вправе принять решение о внесении изменений во все разделы Программы или только в один или несколько разделов Программы, в том числе в части организации внеурочной деятельности.

При проведении работы по внесению изменений в Программу, в том числе в части содержания рабочих программ, Организации следует учесть академические права педагогических работников, установленные пунктами 3, 5, 6 и 9 части 3 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ, а также их обязанности, установленные пунктами 1, 5 и 6 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ. Кроме того, можно привлечь, руководствуясь частью 3 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ, коллегиальные органы управления с учетом их полномочий, установленных уставом Организации.

Обращаем внимание, что пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено право обучающегося на обучение по индивидуальным учебным планам. Кроме того, частями 1, 2 статьи 17 и частью 2 статьи 63 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено право на получение обучающимися образования в очной, очно-заочной или заочной форме и вне Организации (в форме семейного образования и самообразования).

При внесении изменений в Программы в части расширения использования различных образовательных технологий на основании части 2 статьи 13 Федерального закона N 273-ФЗ следует учесть особенности применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» и приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. N 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»; от 17 марта 2020 г. N 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».

При условии реализации Программ с использованием сетевой формы реализации Программ в соответствии с заключенным договором о сетевой форме необходимо учитывать, что издан приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ», утвердивший порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации Программ и примерную форму договора о сетевой форме реализации Программ.

Обращаем внимание, что при внесении изменений в Программы также должны быть учтены требования постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; от 30 июня 2020 г. N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – СП 3.1/2.4.3598-20).

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1.3 СП 3.1/2.4.3598-20 в условиях распространения COVID-19 санитарные правила применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для Организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), в связи с чем при внесении изменений в Программу необходимо учесть СанПиН 2.4.2.2821-10, в том числе при определении сроков начала и окончания каникул.

Минпросвещения России отмечает необходимость информировать обучающихся и их родителей (законных представителей) при принятии решения о внесении изменений в Программы.

При внесении изменений в Программы также следует руководствоваться письмами, рекомендациями и разъяснениями Минпросвещения России и Роспотребнадзора, направленными в субъекты Российской Федерации в текущем году и размещенными на официальных сайтах указанных ведомств.

 

Разъяснения по поводу иммунизации и лабораторному обследованию учителей и сотрудников образовательных организаций[2]

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рассмотрела обращение по вопросам иммунизации и лабораторного обследования на COVID-19 учителей и сотрудников образовательных организаций и в пределах компетенции сообщает следующее.

Документами Роспотребнадзора не предусмотрено обязательное лабораторное обследование (сдача тестов на COVID-19 и антитела) учителей и других сотрудников образовательных организаций перед началом учебного года или в течение учебного процесса.

Профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – N 52-ФЗ) и согласно национальному календарю профилактических прививок (далее – НК) и календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее – Перечень). Перечнем предусмотрена обязательная иммунизация согласно НК лиц, работающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Иммунизация от COVID-19 не входит в перечень профилактических прививок, утвержденных НК. Вместе с тем, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (в том числе и новой коронавирусной инфекции), главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления, а должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, – предписания о дополнительных противоэпидемических мероприятиях, в том числе проведении профилактических прививок и обследований (пп. 6, п. 1, ст. 51, ст. 52 N 52-ФЗ).

При вынесения указанного постановления/предписания, граждане, не выполняющие требования вышеуказанных документов, могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.

Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 N 52-ФЗ).

 

Порядок перевода образовательных организаций на дистанционное обучение

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в связи с многочисленными обращениями граждан информирует о порядке перевода образовательных организаций на дистанционный формат обучения по причине санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В соответствии с пунктом 2 указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», полномочиями по разработке и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекцией, наделены руководители субъектов РФ. В том числе они принимают решения об определении режима работы образовательных организаций своего региона или на отдельных территориях региона.

Ограничительные меры принимаются на региональном уровне с учетом рекомендаций Роспотребнадзора и государственных санитарных врачей субъектов РФ и распространяются на все образовательные организации, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Согласно статье 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация самостоятельна в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов. Руководствуясь данным положением закона, образовательная организация вправе самостоятельно решать, какой вариант дистанционных технологий, в том числе онлайн-ресурсы, сервисы и платформы для дистанционного обучения, использовать для организации обучения.

В качестве коллегиальных органов управления, которые могут участвовать в принятии соответствующих решений наряду с руководством образовательной организации могут выступать попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации. Для учета мнения родителей по вопросам управления образовательной организацией при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся, могут создаваться советы родителей.

 

Источник: журнал «Управление образовательной организацией» N 10/2020.

 

[1] Источник: письмо Минпросвещения России от 09.10.2020 N ГД-1730/03.

[2] Источник: письмо Роспотребнадзора от 09.09.2020 N 02/18666-2020-23 "О рассмотрении обращения по иммунизации и лабораторному обследованию учителей и сотрудников образовательных организаций".

 

Другие статьи по теме
Категория: Безопасность | Добавил: zdrav1 (31.10.2020)
Просмотров: 41