18:30
Содержание майского номера журнала «Управление образовательной организацией»

Представляем Вашему вниманию аннотации основных статей журнала «Управление образовательной организацией» № 5/2021. Обратите внимание, что на сайте в рубрике «Архив журналов» Вы сможете ознакомиться со свежими номерами журнала «Управление образовательной организацией». Там же Вы найдете архив журнала за 2019-2020 годы.

 

Разъяснения в части нормативно-правовых основ инновационной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования

В статье на основе письма Минобрнауки России от 26.04.2021 N МН-5/800 даны разъяснения в части нормативно-правовых основ инновационной политики в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования. Федеральными инновационными площадками (ФИП) в соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» являются образовательные организации, реализующие инновационные проекты и программы, которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования, реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

Инновационные проекты и программы ФИП должны быть ориентированы на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

 

О применении порядка аттестации педагогических работников

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В настоящее время действует Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный по согласованию с Минтрудом России приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 (далее – Порядок).

Указанный Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (далее – педагогические работники).

Приказами Минпросвещения России от 28.04.2020 N 193 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории в 2020 году» и от 11.12.2020 N 713 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» урегулированы вопросы, связанные с продлением сроков действия установленных квалификационных категорий.

В свою очередь, Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования были подготовлены Разъяснения об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в 2020 – 2021 годах и о продлении сроков действия квалификационных категорий в соответствии с приказами Минпросвещения России от 28.04.2020 N 193 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории в 2020 году» и от 11.12.2020 N 713 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», которые направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, письмом от 27.01.2021 N ВБ-90/08.

 

Управление охраной труда в образовательных организациях: цели, задачи, функции и процедуры

В статье рассмотрены вопросы управления охраной труда в образовательных организациях, обязанности работодателя и процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда. напомним, что охрана труда является одним из основных принципов трудового права и трудовых правоотношений. В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В целях обеспечения этого конституционного права в настоящее время принят целый ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих правоотношения и содержащих нормы охраны труда. Основополагающим законодательным актом в этой области является Трудовой кодекс РФ, десятый раздел которого полностью посвящен вопросам охраны труда.

Эффективность деятельности по охране труда в образовательной организации определяется качеством управления охраной труда, включающего 4 основные функции:

- планирование;

- организация;

- мотивация работников;

- контроль.

Для повышения эффективности работы по охране труда в образовательной организации должно быть разработано и утверждено Положение о системе управления охраной труда (СУОТ). Это не просто рекомендация, а требование закона. Положение разрабатывается в соответствии с Трудовым кодексом РФ, приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда» и иными нормативно-правовыми актами в области охраны труда. Можно использовать утвержденные типовые положения о СУОТ в образовательных организациях, опубликованные в нашем журнале.

 

Инструкции по охране труда для работников АХЧ и учебно-производственных мастерских образовательных организаций

С 1 января 2021 года изменилась нормативно-правовая база охраны труда в АХЧ и учебно-производственных мастерских образовательных организаций. Вступили в силу новые Правила по охране труда при выполнении различных видов работ (при работе с инструментом и приспособлениями, эксплуатации электроустановок, проведении сварочных работ, работе на высоте и.т.д.). На их основе в каждой образовательной организации должны быть разработаны локальные инструкции по охране труда по каждой штатной должности и при необходимости на отдельные виды работ. Это требование закона и эту работу придется в любом случае провести, чтобы не попасть под штрафные санкции контролирующих органов.

Проблема еще в том, что работник АХЧ в одном лице может проводить погрузочно-разгрузочные, сварочные, сантехнические, электротехнические и иные ремонтные работы, использовать различное оборудование и инструменты, работать на высоте и т.д. На каждый вид таких работ имеются соответствующие правила по охране труда, вступившие в силу с 1 января текущего года. Кроме того, с нового года изменилась система санитарного нормативно-правового регулирования, включая требования к условиям труда.

Сотрудниками редакции журнала «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» подготовлен «Сборник инструкций по охране труда для работников образовательных организаций». Учитывая большой объем сборника, материал представлен в электронном формате, что позволит сэкономить время при подготовке инструкций по охране труда, просто скопировав необходимый документ. Лица, оформившие подписку на журнал «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» на 2 полугодие или имеющие годовую подписку, получат сборник бесплатно. Для этого нужно выслать по адресу zdrav1@mail.ru заявку и копию документа, подтверждающего подписку.

Сегодня мы публикуем инструкции по охране труда при выполнении работ с инструментом и приспособлениями, выполнении электросварочных и газосварочных работ. Указанные инструкции предназначены для работников АХЧ, учебно-производственных мастерских образовательных организаций, а также для преподавателей, мастеров и обучающихся во время проведения производственной практики технического профиля.

 

Методология расчета основных показателей образования и культуры

Публикация содержит официальную статистическую методологию по расчету основных показателей образования и культуры, предназначенную для проведения расчетов относительных показателей, характеризующих состояние образования и культуры. В Методологии использованы подходы, применяемые в международной статистической практике для расчета валовых коэффициентов охвата населения различными уровнями образования.

 

Оценка пожарной безопасности оздоровительных учреждений с круглосуточным пребыванием детей и подростков

В статье рассмотрены требования пожарной безопасности, предъявляемые к оздоровительным учреждениям с круглосуточным пребыванием детей и подростков. Указанные требования подлежат обязательной проверке при оценке безопасности (готовности) оздоровительных учреждений (лагерей, объектов и мест отдыха и туризма) с круглосуточным пребыванием людей, в том числе детских.

 

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по открытию классов «психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования

Документ содержит алгоритм действий общеобразовательных организаций по открытию классов «психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования.

 

Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений

В целях усиления мер безопасности, повышения состояния защищенности от угроз криминального характера и террористических угроз образовательных организаций Минпросвещения России обращает внимание на необходимость максимального контроля в части создания условий, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья обучающихся и работников образовательных организаций. Необходимо выработать дополнительные меры с учетом анализа обстановки в субъекте РФ, провести проверки состояния защищенности организаций, организовать разъяснительную работу в педагогических коллективах, провести классные часы о законопослушном поведении, общешкольные родительские собрания. Более подробно об этом читайте в представленной публикации.

 

 

Просмотров: 337 | Добавил: zdrav1