09:57
Новые санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям

С 1 января 2021 года кардинально изменилась нормативно-правовая база в области санитарно-эпидемиологических требований к организациям, занимающихся вопросами воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Это непосредственно касается образовательных организаций.

Во-первых, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 утверждены и с 1 января 2021 года введены в действие СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – Правила). Документ направлен на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и содержит санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи.

Во-вторых, этим же Постановлением признаны утратившими силу многие СанПиНы в сфере образования, которые стали привычными для их пользователей. Уже из названий отмененных документов была видна область их применения. Если вы руководитель общеобразовательной или дошкольной образовательной организации или организации начального и среднего профессионального образования, то вы и использовали соответствующие СанПиНы. Если вас назначали руководить лагерем труда и отдыха для подростков или детским лагерем палаточного типа, то вы соответственно изучали санитарные правила конкретно для этих организаций. Все четко и понятно.

К сожалению, принимаемые нормативно-правовые акты не проходят проверку на удобство восприятия и пользования ими, и это серьезная проблема. Любые кардинальные изменения нормативно-правовой базы приводят к когнитивному напряжению и потерям времени на их изучение и отвыкания от прежних документов. Это психология, с ее законами ничего поделаешь, но можно смягчить негативные последствия. Нельзя забывать, что восприятие разработчиков и пользователей документов различается. То, что специалисты-разработчики будут считать удачным решением, пользователи посчитают неудобством. Возможно, что сведение в одном документе санитарных требований к различным организациям, занимающихся вопросами воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, на практике окажется не столь удачной затеей, как планировалось, но все постепенно привыкнут – документ введен в действие и его требования нужно выполнять.

Понятно, что часть отмененных санитарных требований к различным видам организаций в сфере образования была одинаковой и таким образом повторялась в разных документах. Но тут нет ничего страшного. По нашему мнению директору школы не нужно досконально знать санитарные требования к общежитиям и интернатам (если их у него нет) и организации дошкольного образования (это школа, а не детский сад). Скорее всего в круг профессиональных интересов директора школы не войдет информация о санитарных требованиях при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (если это не входит в его должностные обязанности), к загородным стационарным детским оздоровительным лагерям, услугам временного размещению организованных групп детей в общежитиях, гостиницах, загородных отелях, туристических базах, базах отдыха и т.д. Ему удобнее пользоваться санитарными правилами, разработанными специально для его типа образовательного учреждения, а при необходимости ознакомиться с санитарными правилами по другим видам организаций или типам работ.

Скорее всего, затеянные изменения связаны с желанием навести порядок в нормативно-правовой базе в области санитарно-эпидемического надзора. С 1 января 2021 года заработала новая система контрольно-надзорного законодательства. Одним из инструментов решения проблемы излишнего регламентирования является так называемая «регуляторная гильотина». Ее целью является упрощение и упорядочение (систематизация) нормативно-правовых требований, предъявляемых в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля и при привлечении к административной ответственности.

Основным направлением деятельности становится наведение порядка и систематизация нормативно-правовых требований, соблюдение которых проверяется при проверках (надзоре). Реализация этого направления деятельности должна привести к сокращению количества и актуализации действующих документов, содержащих нормативно-правовые требования. На основе обновленной нормативно-правовой базы планируется обновление списков контрольных вопросов (чек-листов), используемых при проверках. Проверка вопросов, не входящих в утвержденный список, должна быть однозначно незаконна.

Новые санитарно-эпидемиологические требования относятся ко всем организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, в число которых входят:

- организации дошкольного образования и (или) осуществляющие присмотр и уход за детьми;

- организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- организации дополнительного образования и физкультурно-спортивные организации;

- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- организации социального обслуживания семьи и детей;

- профессиональные образовательные организации;

- образовательные организации высшего образования;

- загородные стационарные детские оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием;

- хозяйствующие субъекты, предоставляющие услуги временного размещению организованных групп детей в общежитиях, гостиницах, загородных отелях, туристических базах, базах отдыха.

Правила содержат также санитарно-эпидемиологические требования к детским игровым комнатам, размещаемым в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения. Обратите внимание, что Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов, но в них есть санитарно-эпидемиологические требования к организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

Просмотров: 229 | Добавил: zdrav1