09:01
Министра просвещения Васильеву раскритиковали в Госдуме

7 ноября в Госдуме прошел «правительственный час» с участием Министра просвещения РФ Ольги Васильевой. Министр представила информацию о мерах по повышению качества образования, а также оказанию профориентационной поддержки обучающимся в общеобразовательных учреждениях. В ходе своего выступления она отметила, что в системе общего и среднего профессионального образования сейчас обучаются 26 млн детей, функционирует почти 83 тысячи образовательных организаций, в которых работают более 2 млн педагогов. «Стратегической задачей Министерства было, есть и будет доступность и качество в соответствии с запросами людей и экономики к нашему образованию», – сказала она.

«Майский» Указ поставил перед системой образования очень амбициозные цели и задачи, отметила Ольга Васильева. Она обозначила две цели, которые легли в основу национального проекта «Образование». Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности и вхождение российского общего (школьного) образования в десятку лучших мировых систем. «Эта задача ранее никогда четко так не ставилась», – подчеркнула Министр. Вторая цель – воспитание гармонично развитой личности на основе наших традиций и прежде всего культурного наследия, то есть «воспитание как глобальная цель нацпроекта «Образование». Ольга Васильева рассказала, что национальный проект будет реализовываться по 10 направлениям и будет состоять из специально разработанных региональных проектов.

Большая часть средств нацпроекта «Образование», а это 746 млрд рублей из федерального бюджета, 46 млрд из региональных бюджетов и 15,5 млрд внебюджетных средств в форме субсидий, будет уходить в регионы.

В качестве примера одного из проектов в рамках этих 10 направлений Ольга Васильева рассказала о «Современной школе», который ориентирован на улучшение материально технической базы, улучшение педагогического состава и повышение качественного наполнения содержания образования. Планируется в пяти регионах полностью исключить третью смену; создать 24 600 новых учебных мест в сельской местности; внедрить в 800 образовательных организациях адаптивные общеобразовательные программы и в 16 тыс. сельских школ сделать центры коллективного пользования для реализации важнейших задач научного и гуманитарного профиля. Общее финансирование этого проекта составит 275 млрд 902 млн рублей, из них 246 млрд 530 млн рублей в виде субсидий будет направлено в регионы.

Выступление министра вызвало многочисленные вопросы и критические замечания у депутатов Госдумы. Они отчитали главу Минпросвещения за оторванность от реальной жизни. Тезисы Васильевой действительно вызывают изумление: например, она считает, что физик вполне может преподавать, скажем, биологию. А преподавание в довоенные годы, как и в годы послевоенной разрухи, предлагает взять как образец для подражания...

Поначалу ничто, как говорится, не предвещало. Ольгой Васильевой был поднят вопрос, как предотвратить вооруженные нападения учеников на школы, и ею же дан ответ, что нужно увеличивать количество школьных психологов, а также усилить воспитательную работу в школе. Комментируя реплику зампредседателя Комитета по образованию и науке Олега Смолина о том, что «российский учитель является мировым рекордсменом по времени, которое он тратит на бюрократические процедуры (300 отчетов по 12 тысяч показателей на каждое учебное заведение в год)», министр пообещала разобраться с этой проблемой. «На сегодня нам удалось договориться, что большую часть материалов они берут на сайте школы», - сказала Васильева.

Говоря о возрасте школьных учителей, министр отметила, что на сегодня почти четверть из них вступила в пенсионный возраст, однако доля молодых преподавателей до 35 лет составляет те же самые 24%.

…Мероприятие перестало быть чинным и благолепным после того, как в ходе обсуждения нехватки школьных педагогов председатель ГД Вячеслав Володин поинтересовался количеством открытых вакансий в школах и запросил данные об учителях, преподающих несколько предметов одновременно. «У нас вакансий по всей стране чуть меньше 1%, у нас входящих учителей непосредственно каждый день в класс - 1,5 млн человек», - объяснила Васильева, при этом пообещав предоставить данные об учителях-межпредметниках позднее. А дальше изложила свою совсем уж странную позицию по поводу преподавания нескольких дисциплин в школах.

«Совсем недавнее наше прошлое, когда многие педагоги в наших сельских школах, еще в довоенные и послевоенные годы, преподавали не только несколько языков, но и несколько предметов, - отметила министр. - К слову сказать, у нас и сейчас есть современные образцы малокомплектных школ, когда прекрасные учителя преподают несколько предметов в разных классах. Извините, что я с вами спорю, но я не думаю, что если я физик, то я не могу преподавать биологию».

Трудно сказать, что в этом спиче больше впечатлило Володина. Может, отсыл министра к довоенным и послевоенным годам как к образцу для сегодняшнего дня. Может, ее информация о сельских учителях-полиглотах, преподававших по нескольку языков. Но председатель Госдумы отчитал министра, как нерадивую школьницу.

- Основной показатель работы министерства и региональных министерств как раз заключается в том, чтобы у нас преподаватель, которого готовят в вузе, преподавал предмет, который он знает досконально, - заявил председатель ГД. - Понятно, что физик может преподавать математику, но у нас иногда ветеринарный врач преподает иностранный язык. Если мы сейчас не можем назвать, сколько у нас реальный дефицит (учителей), то как мы будем закрывать этот дефицит?

Васильева попыталась воодушевить собравшихся сообщением, что с декабря этого года будет запущен проект «Билет в будущее», который поможет школьникам определяться с будущей профессией уже с 6-го класса. Однако радужные планы и цифры министра не впечатлили депутатов. В частности, председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов напомнил ей, что в мире все меняется значительно быстрей, чем российские стандарты: «Если мы не будем достаточно финансировать образование, мы нашего будущего можем не дождаться. Мы хорошо выглядим в рейтингах, но система недофинансирована. Мы экономим на том, на чем не должны экономить».

А Вячеслав Володин подвел невеселый итог: «Самое печальное, что те инвестиции, которые идут в систему образования, реализуются на 8%, и это тревожный звоночек. Мы можем говорить о национальном проекте, мы можем говорить о задачах, которые необходимо решать в будущем, но если реализация будет составлять только несколько процентов в течение года, то понятно, к чему это приведет».

 

Публикация подготовлена по материалам Государственной Думы РФ (http://duma.gov.ru/) и газеты "Московский комсомолец" от 08.11.2018 (https://www.mk.ru).

 

Мнение редакции журнала «Управление образовательной организацией» по поводу выступления Министра просвещения Васильевой

Возможно, во время правительственного часа в Государственной Думе Министр в своем выступлении не очень удачно привела примеры о преподавании нескольких учебных дисциплин одним преподавателем и зря вспомнила опыт преподавания в довоенные годы, как и в годы послевоенной разрухи, учитывая настрой аудитории. Понятно, что это не образец для подражания... Но давайте будем реалистами. Как при дефиците учителей решать эту проблему в небольших сельских школах?

 

Внимание! Подписка без каталожных наценок на журналы «Управление образовательной организацией» и «Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях» с любого номера в редакции (тел. (495) 541-89-22, E-mail: zdrav1@mail.ru) или на сайте, а также в любом почтовом отделении.

 

Просмотров: 1245 | Добавил: zdrav1