09:27
Государственная дума обеспокоена уровнем качества образования

Напомним, что в конце прошлого года в Госдуме прошел «правительственный час» с участием Министра просвещения РФ Ольги Васильевой. Министр представила информацию о мерах по повышению качества образования, а также оказанию профориентационной поддержки обучающимся в общеобразовательных учреждениях. По итогам этого мероприятия Государственная дума приняла соответствующее постановление.

Государственная Дума разделяет мнение Счетной палаты РФ о наличии недостатков при планировании реализации государственной программы РФ "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642, и реализации задачи повышения качества образования и отмечает следующее:

- доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет обеспечена во многом за счет ухудшения условий получения дошкольного образования (переполненности групп, создания дополнительных мест для детей за счет переоборудования специализированных помещений для занятий музыкой, физической культурой);

- результаты выполнения федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей", направленного на реализацию программы психолого-педагогической и методической помощи родителям дошкольников, предлагается оценивать по количеству услуг. Гораздо более важным, по мнению депутатов Государственной Думы, является обеспечение регулярности и адресности помощи, предоставляемой специалистами с соответствующим образованием;

- установленные федеральным проектом "Цифровая образовательная среда" показатели обеспечения школ подключением к высокоскоростной сети "Интернет" не позволят реализовать планы по цифровизации образования; запланированная скорость соединения с сетью "Интернет" для школ, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в два раза ниже, чем для школ, расположенных в городах, что существенно ограничит возможности создания в них современной и безопасной цифровой образовательной среды, приведет к усилению дифференциации в доступности качественного образования для населения, проживающего не в городах;

- количественные показатели результатов реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", такие, как участие к концу 2024 года не менее чем 12 миллионов детей в открытых онлайн-уроках, направленных на раннюю профессиональную ориентацию (за шесть лет каждый школьник только один раз примет участие в открытом онлайн-уроке), получение к концу 2024 года не менее чем 900 тысячами детей рекомендаций по построению индивидуального учебного плана (за шесть лет такие рекомендации ежегодно получат примерно 7 процентов общего числа обучающихся), недостаточны для оценки решения предусмотренной указанным федеральным проектом задачи по формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Государственная Дума отмечает несоответствие показателей федерального проекта "Современная школа" задачам, поставленным Президентом РФ в посланиях Федеральному Собранию РФ. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2016 года отмечается, что "везде на всей территории нашей большой страны дети должны учиться в удобных, комфортных, современных условиях... У нас не должно остаться школьных зданий, находящихся в аварийном, ветхом состоянии, не имеющих элементарных удобств. Необходимо, наконец, решить проблему третьих смен, а дальше и вторых". Программой "Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23 октября 2015 года N 2145-р, обозначена задача по обеспечению к 2025 году односменного режима обучения в общеобразовательных организациях, переводу обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом более 50 процентов. В то же время федеральным проектом "Современная школа" ликвидация третьей смены предусмотрена только к 2024 году, а дата перехода к односменному режиму работы общеобразовательных организаций с возможностью реализации во второй половине дня развивающих занятий для обучающихся вообще не определена.

Государственная Дума отмечает ряд проблем, о необходимости решения которых говорилось ранее, но некоторые из них остаются актуальными и в настоящее время:

- снижение бюрократической нагрузки на образовательные организации и педагогических работников, сокращение избыточной отчетности образовательных организаций и контроля за деятельностью педагогических работников и руководителей образовательных организаций;

- создание в школе условий для профессиональной ориентации и профессионального обучения;

- организация изучения родных языков из числа языков народов РФ, обеспечение соответствующих программ необходимым количеством средств обучения, включая учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы;

- совершенствование педагогического образования в целях обеспечения образовательных организаций кадрами, отвечающими современным требованиям;

- снижение "образовательного неравенства", принятие системы мер, направленных не только на поддержку школ, показывающих низкие результаты обучения, и школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях, но и на уменьшение разрыва в качестве образования между лучшими и отстающими обучающимися во всех школах;

- повышение престижа профессии учителя;

- формирование системы дополнительного образования детей, количественно и качественно соответствующей перспективным потребностям семей, общества и государства;

- повышение доступности и качества общего образования в сельской местности, совершенствование организации транспортного обеспечения обучающихся до места обучения и обратно, ветхость и низкий уровень оснащенности сельских школ, дефицит квалифицированных педагогических кадров, низкая конкурентоспособность выпускников сельских школ.

Правительству РФ рекомендовано:

- разработать и утвердить в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в РФ" стратегию развития системы образования в РФ на долгосрочную перспективу;

- рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты в целях реализации положений части 3 статьи 40 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" в части установления механизма возмещения расходов образовательной организации на обеспечение бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации и проживающих на территории иного муниципального района или городского округа;

- внести в федеральный проект "Современная школа" изменения, обеспечивающие исполнение поручений Президента РФ о ликвидации третьей и второй смен, обучении всех детей в современных условиях, переходе к односменному режиму работы общеобразовательных организаций с возможностью реализации во второй половине дня развивающих занятий для обучающихся;

- доработать национальный проект "Образование", включив в него показатели, характеризующие реализацию мер, направленных на снижение "образовательного неравенства".

Министерству просвещения РФ рекомендовано:

- проводить на постоянной основе сбор и анализ данных не только о доступности дошкольного образования, но и об условиях получения образования, наполняемости групп, наличии специализированных помещений для занятий музыкой, физической культурой, принимать действенные меры по недопущению снижения качества условий получения дошкольного образования;

-ускорить обновление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, определить механизмы обновления содержания общего образования на постоянной основе;

- обеспечить начиная с 2020 года ежегодную разработку примерных программ и учебно-методических комплектов для обучения на родных языках и для изучения родных языков не менее чем по 20 языкам народов РФ, организовав взаимодействие с Фондом поддержки сохранения и изучения родных языков народов РФ;

- организовать мониторинг кадрового обеспечения системы общего образования в разрезе субъектов РФ с учетом потребности в педагогических кадрах в городской и сельской местности.

Счетной палате РФ рекомендовано в течение 2019 года провести проверку эффективности расходования бюджетных средств в части реализации программ и проектов развития общего образования и среднего профессионального образования, включая оценку эффективности расходования средств на соответствующие инвестиционные проекты.

Комитету Государственной Думы по образованию и науке поручено организовать парламентские слушания по вопросам повышения качества общего образования в период весенней сессии Государственной Думы 2019 года. О содержании парламентских слушаний посетители сайта будут оперативно проинформированы.

 

Подготовлено по материалам Постановления ГД ФС РФ от 15.01.2019 N 5598-7 ГД «Об информации Министра просвещения РФ О.Ю. Васильевой о мерах по повышению качества образования, а также оказанию профориентационной поддержки обучающимся в общеобразовательных организациях».

Просмотров: 128 | Добавил: zdrav1